Елагин А.Н.
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        Современное информационное общество выдвигает новые требования к педагогической теории и практике высшей школы. Они вызваны тем, что анализ ныне существующей парадигмы  высшего образования дает право утверждать, что система взглядов, базирующаяся на идеи великого Я. Коменского, требует конструктивного эволюционного системного пересмотра. Это объясняется тем, что сегодня персональный компьютер бросает вызов традиционным формам образования. Вызов заключается в том, что персональный компьютер предоставляет возможность его пользователю (как преподавателю, так и студенту) получить мощное дополнительное средство для автономной работы с любой, в том числе и учебной, информацией. Кроме того, персональный компьютер предоставляет еще и средство коммуникации, которое позволяет пользователю получать разнообразную информацию и общаться с информационными системами различного уровня и назначения, с их базами данных и базами знаний. Сегодня массовому пользователю, в том числе и студенту, даже на домашнем компьютере, становится  доступным внутривузовский, национальный и мировой информационный ресурс. Существование некритического юношеского максимализма, к сожалению, не способствует росту авторитета преподавателя, не владеющего сегодня персональным компьютером, и современная педагогика высшей школы не может не учитывать сложившегося статус-кво.
        В МГУКИ на протяжении ряда лет велись и продолжаются научно-исследовательские работы, которые направлены на то, чтобы «поднять перчатку» вызова персонального компьютера. Это осуществляется путем разработки средств решения проблем, возникающих вследствие необходимости конструктивного системного пересмотра традиционного учебного процесса в связи с возможностями новой компьютерной технологии реализации учебного процесса, которую предлагает сегодня персональный компьютер в виде электронного учебника, который интегрирован в традиционную технологию учебного процесса. 
        Внедрение в традиционную, сложившуюся веками технологию инновационной компьютерной технологии, с максимальным учетом возможностей современного персонального компьютера, представляет сегодня серьезную проблему, которая для полного своего решения потребует в ближайшие годы усилий многих исследователей и разработчиков, в первую очередь, наиболее близко стоящих и лучше других понимающих указанную проблему, преподавателей-предметников.
        Сложность решения проблемы активного освоения персонального компьютера состоит в том, что новая технология реализации учебного процесса на базе интеграции традиционной и компьютерной технологий вовсе не "приходит на смену" старой. Она ведет с ней серьезную борьбу, преимущественно в сознании преподавателей-предметников, которые в силу объективных причин в большинстве своем воспитывались и учились на базе "старой, доброй", традиционной технологии. Необходимо при этом подчеркнуть, что речь не идет о том, чтобы сегодня отказаться от триады «знаний, умений, навыков» и выбросить их «на свалку истории». Кавалерийскими наскоками и приказами министров, даже высшего образования, здесь многого не сделаешь. Только глубокое понимание причин происходящего, сознательная готовность и самоотверженность всей армии педагогов смогут поднять уровень образования на следующую диалектическую, человеко-электронную (социально-техническую) ступень.
        Системный подход к проблеме дает право утверждать, что система обучения с вековыми традициями не может и ни в коем случае не должна быть отвергнута в одночасье в умах и практике преподавателей. Более того, как показали исследования, интеграция традиционной и компьютерной технологий на принципах системного подхода благотворно влияет на традиционную составляющую учебно-воспитательного процесса и в конечном итоге обеспечивает синергетический эффект, обеспечивающий существенное повышение эффективности учебного процесса.
        Важным положительным качеством процесса разработки интеграции компьютерной и традиционной технологий является предложение объединить (в пределах вуза) усилия преподавателей, убежденных сторонников традиционных методов, и преподавателей, ясно представляющих перспективу ближайших лет, а потому активно желающих разобраться и понять возможности персонального компьютера в интегрированном учебно-воспитательном процессе и, в частности, в возможностях электронного учебника как средства реализации компьютерной технологии. Реализация предлагаемой идеи интеграции дает возможность не только примирить «лед и пламень», но и, что весьма важно, существенно усилить роль традиционного преподавателя-предметника, поскольку ему отводится ведущая роль в создании основы средств реализации интеграции – электронной книги, которая служит базой данных электронного учебника.
Hosted by uCoz