Езова С.А.
ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ, ЕДИНИЧНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

       Библиотека должна своими специфическими средствами реагировать на актуализированные проблемы общества. Одна из них заключается в удовлетворении потребностей пользователей в психологической поддержке, помощи, в обеспечении им социально-психологической безопасности в библиотеке.
    Хорошо зная проблему психологической подготовки библиотекарей в США, Э.Р. Сукиасян во многих публикациях проявляет тревогу по поводу состояния дел в этом отношении в отечественной высшей библиотечной школе. И на это есть основания, ведь введение специализации «Психология библиотечно-информационной деятельности» в 3-4 вузах культуры погоду не делает. Изучение курсов типа: «Профессиональная этика», «Библиотечное общение» и т.п. на многих библиотечных факультетах вузов, обеспечивающее лишь фрагментарное удовлетворение потребности библиотечной практики в специалистах с более высоким уровнем социально психологической компетенции, также не являются панацеей.
        Актуально звучит редко цитируемое высказывание Н.А. Рубакина о том, что «… самая суть библиотечной работы – не в книге, и не в ее даже самом великолепном содержании, а в читателе. Будь прежде всего психологом и лишь затем библиографом, а не наоборот» (Рубакин Н.А. Работа библиотекаря с точки зрения библиопсихологии. К вопросу об отношении книги и читателя //Читатель и книга. Методы их убеждения. Сб. статей. Харьков: -Труд. 1925. - С. 43).
        Размышляя над этой проблемой, мы попытались взглянуть на нее через призму философских категорий: общее, особенное, единичное.
Общее отражает сущностную основу сходной группы явлений. В психологической подготовке библиотекарей общим должно выступить, на наш взгляд, изучение студентами не только общей и социальной психологии, но и возрастной и педагогической психологии, практической психологии (психодиагностика, психокоррекция, психотренинг) и др.
        (В настоящее время составить представление о перечне изучаемых психологических дисциплин в вузах, где ведется специализация, оказывается невозможным из-за отсутствия такой информации в публикациях).
        Единичное выражает специфику, своеобразие, неповторимость, индивидуальность явления или группы явлений. С точки зрения психологической подготовки библиотекарей единичное можно рассматривать как диагностику качественного своеобразия психологических и специфичных библиотечных характеристик личности студента.
        Знание общего и единичного позволяет подойти к рассмотрению философской категории особенного. Оно проявляется в объединении того и другого в рамках целого. В психологической подготовке библиотекарей особенное можно представить в качестве дисциплин, отражающих библиотечную специфику психологических явлений: «Библиотечная психология», «Библиотерапия», «Библиотечная конфликтология», «Психология библиотечного общения» и др. На стыке дальнейшего осознания общего в психологической подготовке библиотекарей и диагностики единичного будут рождаться новые дисциплины специализации. Осмысление преподавателями проблематики практических занятий в курсах библиотечно-библиографического цикла с психологической точки зрения является отражением особенного и единичного.
        Педагоги общеобразовательных дисциплин, учитывая психологическую направленность подготовки библиотечных кадров и библиотечную специфику их деятельности, могут также вносить лепту в развитие этих категорий.
        Таким образом, лицо библиопсихолога каждого вуза, выпускающего специалистов данного профиля, наряду с общими чертами, формируемыми фундаментальными психологическими дисциплинами, имеет особенные черты, определяемые изучением в каждом вузе дисциплин специализации, качество, содержание и количество которых зависит от научно-творческого потенциала педагогов конкретного вуза, и черты единичные, уникальные, обусловленные индивидуальностью студентов.
Hosted by uCoz