Дрешер Ю.Н.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК 
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПРЕРЫВНОЙ КОРРЕКЦИИ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

        Современный человек испытывает чрезвычайно высокие нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства и лавинообразно увеличивающимся объемом информации. Это оказывает заметное воздействие на его физическое и психическое здоровье. Возникает достаточно острая проблема адаптации человека к сложным условиям существования, формирования у него навыков оптимальных действий в непривычных ситуациях, выработки адекватных реакций и рационального стиля поведения.
        Решить указанную проблему можно лишь при условии целенаправленной и скоординированной работы целого ряда общественных институтов – здравоохранения, образования, учреждений социокультурной сферы и т. д. По нашему убеждению, важную роль здесь призваны сыграть библиотеки.
        Глобальные изменения, затронувшие в последние десятилетия все стороны жизни общества, привели к возрастанию роли библиотечных работников, углублению специализации внутри библиотечной профессии, появлению новой категории специалистов – библиотерапевтов.  Последнее, в частности, является ответом на общественную потребность в социализации личности. Эффективным инструментом для нее может служить библиотека, которая способна через документальную модель окружающей действительности и социума, привлекая богатый арсенал специфических средств, целостно воздействовать на личность.
        Продуктивным и перспективным направлением библиотечной деятельности в связи с вышеизложенными обстоятельствами представляется библиотерапия, основная задача которой достижение определенной информационной гармонии духовного мира личности с окружающей средой, а не просто традиционное лечение книгой. Такое понимание этой задачи делает очевидной необходимость в изменении содержания библиотечного труда и, следовательно, новых подходах к библиотечному образованию. 
        При сохранении прежних основных функций библиотекаря акцент в его деятельности переместился с технических операций обслуживания читателей на создание самоорганизующихся систем обслуживания. Возник новый образ библиотекаря, синтезирующего новые подходы к организации библиотечного производства как предпосылку новых интегрирующих видов деятельности.
        Шаги в направлении синтеза знаний, определяющих работу библиотечного специалиста, отчетливо наблюдаются в развитии системы дисциплин, которыми будущий библиотекарь должен овладеть в вузе. Настало время перехода от практики постоянного расширения номенклатуры дисциплин к решению задачи синтеза новых учебных предметов и дисциплин, опирающихся на новое понимание единицы знания, так как опыт жизнедеятельности приобрел качественно новое содержание. В современных условиях быстрой смены технологий профессиональные интересы специалиста ориентированы на их многовариантное проектирование, а условием успешной профессиональной деятельности становится умение перестраиваться с учетом социально значимых целей и ограничений. 
        Сейчас библиотечный специалист должен определять условия, а не они его, т.е. библиотечная деятельность, наконец, должна целенаправленно выполнять отведенную ей обществом социальную роль. Библиотекарь, как никто другой, в силу особой роли библиотеки в обществе в качестве не только социального, но и социализирующего института способен осуществлять библиотерапию общества, различных читательских групп, отдельной личности именно как «лекарь души», вооруженный знаниями психолого-педагогических проблем чтения, медицины, психотерапии, социальной педагогики и социологии.
        Одной из самых насущных проблем в настоящее время является формирование индивидуальной информационной среды человека. Совершенно очевидно, что библиотерапия с ее арсеналом  психотерапевтических теорий, средств и методов может выступать в качестве одного из базовых компонентов индивидуальной информационной среды человека.
        Индивидуальная информационная среда человека, по сути, представляет собой его персональные информационные ресурсы, которые отражают внешнюю характеристику индивидуума для окружающих. Эти ресурсы составляют основное наполнение процессов коммуникации в обществе, образуют внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость. Они влияют на формирование здорового образа жизни.
        Согласно концептуальным представлениям, содержание понятия «здоровье» далеко выходит за рамки медицинской сферы, так как касается индивида или популяции как социальной единицы. Поэтому здоровый образ жизни личности выступает как парадигмальный фактор непрерывной коррекции профессиональной подготовки специалистов-библиотерапевтов.
        Поиск новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных и результативных с точки зрения интересов общества, привел к формированию новой образовательной парадигмы, в рамках которой происходит пересмотр ориентиров и приоритетов. Применительно к высшему библиотечному образованию это означает выработку у специалиста ноосферного сознания, системного научного мышления, творческой активности, толерантности и общей профессиональной культуры. Новая парадигма повышает роль методологической подготовки специалиста к решению проблем разного масштаба.
        В рамках новой парадигмы изменяются коренные подходы и идеалы системы образования: на смену «обучаемому» как пассивному объекту образовательного воздействия приходит «учащийся» как предварительно подготовленный активный субъект. 
Hosted by uCoz