Добровольский В.В.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ 
СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

        В соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности «Библиотековедение и библиография» учебный курс «Документоведение» является общеобразовательной дисциплиной, к преподаванию которой (как и любой другой вузовской дисциплины) можно подходить с различных позиций.
        Основой для формирования данной позиции, на наш взгляд, выступает выбор одного из вариантов общей концепции подготовки специалистов и связанной с этим вариантом системы учебных дисциплин. Выделяются три вида указанных систем. 
        Во-первых, жесткая целостная система дисциплин, в которой один курс тесно связан с другими по содержанию и во многом по методике преподавания, а суммарный объем и дисциплинарные границы получаемых знаний, умений и навыков близко соответствуют сфере деятельности, для которой осуществляется подготовка специалиста. Подобная система обеспечивает высокое качество и фундаментальность подготовки, но эффективна в условиях длительного и стабильного этапа развития отрасли, требует постоянных и значительных усилий для поддержания внутреннего и внешнего баланса.
        Во-вторых, возможно формирование свободной суммативной системы дисциплин с оперативным присоединением или изъятием учебных курсов в зависимости от конъюнктуры рынка труда, наличия людских, материальных, технических и иных ресурсов обучения. Такая система обладает высокой гибкостью, но не обеспечивает целостность и фундаментальность подготовки специалиста, его эффективную работу в изменившихся после обучения условиях.
        Думается, предпочтительнее системы третьего вида, сочетающие достаточно жесткое системное ядро дисциплин и свободный комплекс сопутствующих курсов. Состав системного ядра формируется, прежде всего, на основе курсов специализации, задача которых подготовить специалиста к конкретной практической деятельности. Задача комплекса – дать фундаментальную общеобразовательную и общепрофессиональную подготовку, выходящую за рамки требований отрасли. Основу комплекса составляют общепрофессиональные дисциплины и курсы первого и второго разделов учебного плана.
        Осознание сути общих вопросов позволяет определить пути решения вопросов частных, в нашем случае цели и задач курса, его структуры и содержания, связей с другими дисциплинами и др. Курс «Документоведение» (как и другие общепрофессиональные курсы) обладает относительной самостоятельностью по отношению к другим дисциплинам и относительной свободой наполнения. Его цель – подготовить студентов в общепрофессиональном, интеллектуальном, психологическом и т.д. плане к эффективному восприятию специальных дисциплин специализации. Задачи – усвоение знаний и навыков по основным разделам курса.
        Вопросы структуры и содержания курса также решаются в контексте общего подхода. Выделяется стабильное содержательное ядро: предмет и методы, функции, признаки и свойства документа, способы закрепления информации, материальные носители и классификация документа и др. Особое внимание уделяется книге как наиболее развитой форме документа, нормативно-техническим, патентным, неопубликованным и др. важнейшим видам документов. В зависимости от образовательной ситуации, требований практической деятельности формируется оперативная содержательная часть.
Hosted by uCoz