Вершинина Л.П., Вершинин М.И.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» 
НА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ 
ФАКУЛЬТЕТЕ СПбГУКИ

        Информатика как наука переживает сейчас период своего бурного развития. Расширяется ее предметная область: из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных с использованием вычислительной техники информатика превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах, используемую в экономической, социально-культурной и других сферах общественной деятельности. Информатика как самостоятельная наука имеет не только свою проблемную область, но и свои собственные методы исследования. Использование этих методов позволяет уже сегодня выявлять, анализировать и понимать многие фундаментальные свойства и закономерности природных и социальных явлений.
        Вокруг информатики формируется целый комплекс новых направлений научных исследований, находящихся на стыках информатики с другими науками. К их числу относится социальная информатика, социальная когнитология и некоторые другие. Таким образом, современная информатика представляет собой комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. Она активно содействует развитию ряда других научных направлений и тем самым выполняет объединяющую функцию в системе наук.
Естественно, что эти аспекты должны находить свое отражение в процессе подготовки специалистов по специальности «Прикладная информатика» в различных областях применения, в том числе и в социально-культурной сфере. Прежде всего, это касается перечня и содержания изучаемых дисциплин.
        Представляется целесообразным ввести в учебный план ряд новых дисциплин, обобщающих последние достижения фундаментальной науки в таких областях, как ноосферология, теоретическая и социальная информатика, геополитика и безопасность и другие. При этом речь идет не о простом увеличении количества дисциплин, а о введении учебных курсов, ориентированных на формирование у студентов целостных современных представлений о социальных процессах, происходящих в обществе, а также на формирование способности его системного познания.
        В определенной мере решению этой задачи отвечает изучение дисциплины «Теория систем и системный анализ», предусмотренной Государственным образовательным стандартом по специальности 351400 «Прикладная информатика». Формированию системного мышления у студентов будет способствовать также решение проблемы разобщенности дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов, а также смещение акцента с проблемы изучения прагматических знаний на проблемы развития общей информационной культуры.
        В настоящее время расширяются функциональные возможности существующих информационных технологий и бурно развиваются новые информационные технологии решения задач управления и поддержки принятия решений в технических и экономических системах. Однако достижения современной информатики в социально-культурной сфере используются пока недостаточно. Связано это не столько с финансовыми ограничениями, сколько с отставанием в подготовке специалистов в соответствующей предметной области.
        Не только управление в условиях новых социально-экономических отношений, но и просто работа в среде автоматизированных технологий требует принципиально нового типа мышления, которое трудно сформировать без знания различных методов отображения и моделирования изучаемых объектов, процессов и проблемных ситуаций. В связи с этим  необходимо ввести в учебную программу дисциплины по моделированию процессов и систем. 
        При этом надо иметь в виду, что для объектов исследования социально-культурной сферы характерна неполнота априорной информации, неточность оценки объекта, субъективность критериев оценки и т.д. В реальных ситуациях принятия решений в большей части субъективны и неточно определены также цели, ограничения, критерии выбора. Отсюда принципиальная ограниченность формализованного описания сложных объектов и проблемных ситуаций в социально-культурной сфере. Таким образом, при построении моделей принятия решений в данной области возникает настоятельная необходимость использования неформальных методов и моделей исследования. 
        В процессе обучения не следует забывать о том, что стремительно развиваются и обновляются технические средства информатизации. Так, например, появилось аппаратное обеспечение нового поколения – нечеткие компьютеры, являющиеся основой построения современных интеллектуальных управляющих систем, используемых в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. В связи с этим подготовка специалиста должна носить опережающий характер, специалист должен быть готов к самостоятельному изучению и освоению новой техники и созданию новых информационных технологий, а также их эффективного социального использования.
Hosted by uCoz