Абалимова Т. В., Водолазская А. Я.
ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ 
ПРОБЛЕМЫ

        Банк образовательных продуктов и услуг центров повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП) должен, на наш взгляд, формироваться с учетом ряда составляющих: заказа учреждений культуры снизу, исходя из задач реальной практики; от желаний и потребностей в знаниях, овладением новым опытом специалистов отрасли; реакции на изменения социокультурной ситуации в отрасли, достижения мировой теории и практики; задач, решаемых обществом и соответствующими структурами в стране на данном отрезке времени и в перспективе.
        Заказ общества, как правило, отражается в официальных документах, таких, как: «Закон о библиотечном деле», «Положение о публичной библиотеке», «Концепция развития библиотечного дела на …годы» и т.п. В них достаточно четко очерчивается модель библиотечного дела в целом и отдельных его подсистем – библиотек различного уровня и принадлежности, которая, наряду с реальной картиной, содержит ориентиры на будущее. Эти документы являются основополагающими для центров ДПО при разработке содержательной структуры учебно-образовательных программ и комплексов.
        Помимо этого, каждый регион имеет свои специфические особенности, выражающиеся  в организации сети библиотек и содержании их деятельности, в кадровой политике и др. Здесь есть свои национально-культурные, экономические, экологические и другие проблемы, которые необходимо решать руководству региона, в том числе и при поддержке библиотек. Заказ от руководства региона может быть сформулирован опосредованно в директивных документах или непосредственно в форме плана-заказа на ПК или ПП на … учебный год. Предполагается, что он формируется на основе анализа деятельности библиотек региона за отчетный год, осуществляемого методическими центрами ведущих библиотек (национальной, республиканской, юношеской и детской) и главными специалистами отрасли.
Как показывает опыт общения с руководителями библиотек на местах (городские и районные ЦБС), их мнения, потребности и пожелания слабо отражаются в структуре категорий специалистов, заявленных в плане заказа ПК и ПП МК РТ.
Чтобы исключить подобные явления и сделать проблемные семинары и практикумы в системе ПК РЦ более результативными, авторами этих тезисов разработана программа исследования «РЦ в системе ПК библиотечных кадров», в ходе реализации которой предполагается: изучить спрос библиотечных работников и обработать методику постоянного мониторинга на образовательные продукты и услуги РЦ, проследить эффективность занятий в РЦ на этапе внедрения полученных знаний и умений в практику работы библиотек; выявить оптимальную содержательную и методическую структуру обеспечения проблемных курсов; решить ряд других проблем в целях совершенствования деятельности самого РЦ в плане ПК и ПП.
        На первоначальном этапе выявления спроса библиотекарей-практиков на образовательные продукты и услуги в системе ДПО задействован метод анкетного опроса, позволяющий быстро собрать необходимую информацию с мест. Для уточнения и детализации полученных результатов предполагается провести выборочное интервьюирование представителей различных категорий библиотечных работников.
На проблему формирования банка данных образовательных продуктов и услуг в системе ДПО мы предлагаем взглянуть с двух сторон – руководителей ЦБС и их подчиненных, включая определенный блок вопросов в обе анкеты, в частности о тематике проблемных семинаров и практикумов для системы ПК, о характере специализаций для системы ПП. Причем здесь преследуется цель не только выявить совпадения или разночтения в выборе тех или иных учебно-образовательных программ, но и решить проблему формирования проблемных семинаров на основе индивидуальных заявок, так как в анкетах содержится просьба к респондентам указывать свои реквизиты. Кроме того, от руководителей библиотек мы хотели бы получить информацию о том, как планируется ПК и ПП в возглавляемых ими ЦБС, выяснить причины отсутствия представителей от ряда библиотек на проблемных семинарах и практикумах РЦ, узнать их мнение о том, есть ли отдача от сотрудников, прошедших обучение в РЦ.
        Анкета для библиотекарей дает возможность выяснить их ожидания от учебы в РЦ: объём знаний, форма их преподнесения и методического обеспечения. Помимо этого, она позволяет узнать, какие факторы влияют на решение специалистов принять участие в работе того ли иного проблемного семинара или практикума.
В формы обработки заполненных анкет, заложены аспекты, позволяющие анализировать информацию в зависимости от уровня и характера образования, занимаемой должности, возраста, стажа работы, типа и вида библиотеки и др. 
Анкеты помещены в приложении к «Библиотечному вестнику» НБ РТ. Надеемся, что руководители и сотрудники ЦБС позитивно на них откликнутся.
        Итоги данного этапа исследования позволяют уже в будущем учебном году существенно скорректировать план работы РЦ по ПК и ПП специалистов в области библиотечного дела
В библиотеках всегда работали специалисты, не имеющие профессиональной квалификации «библиотекарь-библиограф». Появление в структуре библиотек новых отделов, должностей, технологий расширило их круг. Было бы интересно узнать, как они адаптируются к специфике библиотечной деятельности, ощущается ли необходимость в ПП для реализации стоящих перед ними задач. С другой стороны, библиотекарям с традиционным специальным образованием приходится занимать должности, требующие дополнительных знаний (психолог, социолог, специалист по рекламе, специалист по связям с общественностью, программист и др.)
Как руководители относятся к проблеме их ПП, специалистов с какой профессиональной подготовкой предпочитают видеть на этих должностях – на эти и другие вопросы хотелось бы получить ответы из анкеты для данной категории библиотечных работников.
Hosted by uCoz