Маркова В.А.

Ж. ДЕРРИДА: КНИГА В ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКОМ ДИСКУРСЕ

«Переоценка всех ценностей – таков сокровеннейший характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что перечеканивает все формы предшествовавшей культуры, иначе толкует их, иначе ими пользуется» (О. Шпенглер). Подобной судьбы не избежала и Книга, многие века воспринимающаяся как символ западной культуры, и именно поэтому разделившая участь концепций, породивших данную мифологему.

Особое внимание Книге уделяется в постструктурализме, одном из влиятельнейших направлений 2-й половины ХХ в. Постструктурализм представляет собой междисциплинарное течение современной культуры, включившее в свое поле литературоведение, философию, лингвистику, психологию, теологию, историю, искусствоведение и другие отрасли гуманитарного знания. Однако исходной установкой, объединяющей разнородные дисциплины в единое исследовательское поле, является критика «западной метафизики», под которой подразумевается стремление найти во всем порядок и смысл. Ему постструктурализм противопоставляет «игровое начало» (Ж. Деррида), множественность смыслов, смысл как «процесс производства смысла» (Ю. Кристева).

Так, одна из ключевых фигур постструктурализма, Ж. Деррида, видит главный «грех» западной культуры в опоре на «метафизику присутствия», под которой понимается привилегия настоящего времени, господства «теперь», что нашло выражения в длящейся со времен Платона установке на логоцентризм. В размышлениях о природе знака, в разрешениях вечной дилеммы взаимоотношения слов и вещей, означающего и означаемого западная философская традиция, по мнению Деррида, основывалась на идеале устного слова, так как именно оно способно обеспечить соприсутствие голоса и мысли, голоса и идеального смысла, голоса и бытия, а также и самоприсутствия, поскольку голос неотделим от тела. Обозначающее – слова, звуки, которые всегда указывают на нечто запредельное по отношению к языку, и обозначаемое – вещи, образы, идеи, понятия составляют знак. Любая бинарная структура всегда обладает центром. Роль центра в данном случае отводится запредельному, обеспечивающему истину и смысл. Поэтому западная метафизика опирается на репрезентацию смысла в речи, по отношению к которому письмо выполняет вторичную функцию, направленную лишь на техническое обслуживание речи. Деррида выступил с децентрацией данной оппозиции и постулировал примат письма. Однако в данном случае речь шла не о письме как механизме фиксации устной речи, а как об условии речи, некой культурной «текстуальности мышления», через которую самовоспроизводится сознание людей. Подобный мифологический континуум уходит вглубь веков и теряется в бесконечности, поэтому невозможно найти первоначало, т.е. письмо у Деррида выполняет ту же функцию запредельного.

Другое, однако, в отличие от западной метафизики, ему принципиально не доступно, не видимо, не феноменально. Кроме того, в отличие от «трансцендентального обозначаемого», несущего в себе единую истину и смысл, письмо Деррида – это «след». С «трансцендентальным обозначаемым» Деррида связывает идею Книги. В одной из своих основных работ – «О грамматологии», он приводит цепь высказываний на тему «божественной книги», принадлежащих Елеазару, Галилею, Декарту, Ясперсу и др., в которых Книга выступает метафорой раз и на всегда установленного смысла, выбитого и запечатленного как на небесах, так и в сердце человеческом.

Трактовка данной метафоры от века к веку меняется, на смену Книги Бога приходит Книга Природы, а затем и Книга сердца человеческого, однако неизменной остается установка на ее тотальность. Человек должен «постоянно обращаться к тому «голосу природы», «священному голосу природы», который слит с божественной записью и предписанием, беседовать с ним, вести диалог». Священное письмо всегда «схвачено», «охвачено», помещено в замкнутое пространство. И таким пространством является Книга. «Сама идея книги – это идея целостности (конечной или бесконечной) означающего».

Важное место в концепции Деррида занимает также идея нелинейного письма. Он считает, что древнейшие формы письма («мифограмма») носили нелинейный характер, но со временем были замещены линейным как более «структурно-совместимым» с новыми жизненными условиями, господство которого соотносилось с установками западной метафизики письма как формы закрепления речи, а речи как воспроизведения единственности смысла. В факторе линейности и его воплощении – книге Деррида видит насилие над нелинейностью процесса мышления. Книга – это способ донести информацию, которая уже существует, сама ее форма предполагает заранее сконструированный смысл, где содержание представляет собой четкую иерархию. Нелинейность письма Деррида демонстрирует в своих собственных произведениях, превращая их в череду ассоциативно связанных между собой отрывков, выстраивая их в параллельные колонки, таким образом пытаясь справиться с одномерностью бумажного листа.

Идее Книги Деррида противопоставляет идею Текста. «Отделяя текст от книги, можно сказать, что разрушение книги, ныне возвещающее о себе во всех областях, обнажает поверхность текста». Понятие текста Деррида и другие представители постструктурализма распространяют на весь универсум культуры, а в конечном итоге на весь мир, воспринимаемый ими как бесконечный, безграничный текст. Подобная установка связана с идеей панъязыкового характера мышления, основанная на отождествлении человеческого сознания с письменным текстом как единственно возможным средством его репрезентации. В подобной текстуализированной действительности границы отдельных текстов стираются, тексты ветвятся и пересекаются между собой, образуя безличное поле цитаций. Для обозначения данного явления Ю. Кристевой было предложено понятие «интертекстуальность». Таким образом, вся человеческая культура может быть рассмотрена и прочитана как один интертекст. 

Может возникнуть вполне закономерный вопрос: какое отношение эта философская «заумь» имеет отношение к реальной библиотечной действительности? Ответом на это может быть сама действительность, которая в виде новых информационных технологий неумолимо стучит в дверь, и не трудно заметить, что изложенные выше взгляды представителя постструктурализма как раз и являются тем философским основанием, на котором зиждется мир электронных коммуникаций.

Преимущественной формой организации информации в этом мире является гипертекст. Согласно определению, представленному на сайте «Электронный лабиринт» – лучшего из сайтов, посвященных теории гипертекста, гипертекст представляет собой информацию в виде связанной сети гнезд, в которых читатель свободен прокладывать путь нелинейным образом. Гипертекст допускает множественность авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения. Работа с подобными текстами ставит перед нами, привыкшими иметь дело с книжной структурой организации материала, массу проблем, таких, как цитирование (где в гипертексте страницы?), сохранения (как сохранить уходящий гиперссылками в бесконечность сетевого пространства текст?) и т. д. А ответы на них опять уходят в проблему соотношение книги и текста, книги и произведения.

Hosted by uCoz