Искольдская К.К.
КАТАЛОГИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК КАК ТИП ИЗДАНИЯ
(на примере каталогов ГМИИ им. А.С. Пушкина)

         Рассматриваются Каталоги выставок, проходивших во 2-й половине XX в., в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ). В послевоенное время происходит изменение типа издания Каталога – от формального перечня экспонатов до коллективной монографии. Меняются объем и состав издания, набор данных каталожной статьи, справочный аппарат. В 1953–2000 гг. имеет место, хотя и с перепадами, тенденция демократизации содержания и формы выставок, что находит отражение и в сопровождающих их каталогах. В них довольно точно проявляется культурный контекст выставочной политики указанного периода.
        Выставочные каталоги выполняют такие функции, как: а) путеводитель, б) альбом, в) научная публикация, г) справочник. В некоторых случаях они приобретают полифункциональный характер, сочетая все перечисленные функции в одном издании. Каждая из разновидностей каталогов отличается различным соотношением состава экспонатов выставки и количества каталожных описаний. 
Развиваются и уточняются представления о читательском адресе. Каталог художественной выставки – это путеводитель для посетителей, справочник для коллекционеров, пособие для справочных отделов библиотек и научных сотрудников музеев. Кроме того, он всегда публикация новых данных о произведениях искусства и, таким образом, рассчитан на широкий круг историков, искусствоведов, историков культуры и искусства и культурологов.
        Существенно важна культурно-историческая роль каталогов. Каталог художественной выставки, как любой текст, это не просто исторический памятник, это, безусловно, ценнейший исторический источник, причем источник многоплановый, многоуровневый. Сам факт издания свидетельствует о качестве и содержании культурной жизни страны или стран. Тексты научных статей каталога могут служить источником по теме и позволяют оценить степень изученности предмета. Так, например, на базе отдельных составных частей Каталога выставки «Москва/Берлин, 1900–1950» можно произвести множество вполне репрезентативных конкретных исторических и социальных исследований, психологических наблюдений, используя лишь приведенные в книге материалы биографий писателей, художников, архитекторов, актеров, режиссеров и фотографов России (СССР) и Германии.
маскарадные костюмы
Hosted by uCoz