Елисеева Ю.А.
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МАГИЗМА КНИГИ

        Одной из теоретических проблем современного библиотековедения является методологическое обоснование междисциплинарности исследований. Особенно сложна, на наш взгляд, интеграция библиотековедения, библиографоведения, книговедения с циклом культурологических дисциплин. Механистическое проецирование закономерностей социокультурного развития на их объекты не может генерировать новые когнитивные конструкты: необходимо взаимодействие на уровне исследовательских методов, глубинная перестройка терминосистемы.
        Наша цель – поставить проблему существования магического потенциала книги, исходя из базовых методологических установок философии культуры и семиотики культуры. Рассмотрение книги как магемы – это лишь один из возможных подходов к конструированию универсума книжной культуры. Однако, несмотря на некоторую ограниченность, он позволяет расширить и углубить онтологические характеристики книги, выдвинуть гипотезы о причинах темпоральной пролонгированности ее бытия в культуре. 
В частности, книгу правомерно рассматривать как специальный сигнификатор, выработанный культурой для бесконечного «отсылания» (М. Хайдеггер) к другим культурным смыслам, как модель сопряжения разных семиотических кодов. Более точное определение феномена книги в этом плане принадлежит Х.Л. Борхесу: «…книга – не замкнутая сущность, а отношение или, точнее, ось бесчисленных отношений». Неисчерпаемость смыслов по контрасту с топологической компактностью и придает образу книги магические черты. 
        Фиксация многомерности книги как знаковой системы – принципиально важный момент, но этого недостаточно для системного исследования проблемы. Изучение структуры рассматриваемого объекта в статике должно быть дополнено представлением о динамических параметрах бытия книги в пространственно-временном континууме культуры. Очевидно, в этом аспекте магизм книги проявляется через дуальность функционирования: идея клада (схрона) парадоксально сочетается с идеей траты. Проходя, «проживая» различные временные модальности и меняя пространственные координаты, книга аккумулирует в себе культурное пространство-время, и механизм такой аккумуляции составляет главную тайну книги. С этой тайной тесно связано чудо – способ знаковой организации обеспечивает возможность семиотических сдвигов, перекодирования с целью включения читателя в пространственно-временной континуум самой книги. Оттуда, как из отправной точки, он может свободно двигаться в любом направлении.
        Еще один исследовательский пласт – магическая связь между миром книг и окружающей нас действительностью. Книжный универсум не эфемерен: «...из многочисленных миров, не полученных человеком в дар от природы, а произведенных им самим из собственного духа, мир книг наибольший» (Г. Гессе). Он обладает способностью не просто отражать реальность, но и активно влиять на нее: «Мы – строки, или слова, или буквы магической книги, и эта вечно пишущаяся книга – единственное, что есть в мире, вернее, она и есть мир» (Х.Л. Борхес). 
Именно книга чаще всего выбирается в качестве семиотической модели образа мира, что нельзя считать случайностью. Изоморфизм объясняется близостью принципов создания целостности: образ целого присутствует имманентно, он не складывается из отдельных «кирпичиков», а как бы проявляется, «мерцает» в семиосфере. Исследование омникаузальности образа книги в семиотическом аспекте – это сложная эвристическая задача. Ее решение возможно лишь в том случае, если книговедение расширит традиционный набор тем и модернизирует методологическую базу.
Hosted by uCoz