Царева Е.Н.
|
|
Старообрядческая рукописная книга ХУП–ХУШ вв. – это уникальное явление русской культуры. Ее появ-ление и становление в 60–70-х гг. XVII в. приостановило процесс отмирания рукописной книги. Более того, на ее основе староверы создают свою собственную книжную школу, давшую русской культуре замечательные про-изведения литературы и искусства, а их специфический интерес к древней книге способствовал ее выявлению, сохра-нению и распространению. В рассматриваемый период, в развитии старообрядческой рукописной книжной культуры можно выделить три основных этапа: 1. 50-е гг. XVII в.–20-е гг. XVIII в. Время аккумуляции старообрядческой рукописной книги, происходит собирание и накопление древних памятников книжной культуры и литературно-архивного материала. Данный этап характерен возникновением многочисленных старообрядческих книгописных скитов и поселений. Завершился он созданием в 1716–1723 гг. важнейшего в истории старообрядчества произведения «Поморские ответы». 2. 20-е гг. XVIII в.–60-е гг. XVIII в. Период функционализации старообрядческой книги, её приспособления, отбора. Продолжается накопление книг, формируются библиотеки. Происходит выдвижение Москвы, как одного из культурно-идеологических центров староверия. 3. 70-е гг.–конец XVIII в. Складывание особой старообрядческой книжной культуры. Староверие превращается из социально-религиозного течения феодальной эпохи в социально-экономическую организацию капиталистического уклада. На протяжении указанного периода старообрядческая книга непрерывно эволюционировала, подвергаясь многочисленным переделкам и редакциям по содержанию и частично по форме. Рукописный способ «тиражирования» книг делал возможным многократную переработку текстов, изменяющихся с эволюцией староверия. В конце XVII в. складываются тематико-типологические особенности старообрядческой книги, которые сохранили свое значение и в XVIII в. Большинство староверческих сочинений объединялись в сборники, сформированные по тематическим, жанровым или типологическим признакам. Старообрядчес-кие сочинения по жанрам можно разделить на следующие основные группы: - документальные (характерные для начального периода). Это, по сути, архивные материалы ста-рообрядческого движения; - догматико-полемические, сочинения и материалы, собранные с целью обличения книжно-обря-довой реформы патриарха Никона. С XVIII в. это еще и многочисленные сочинения, затрагивающие воп-росы культа и идеологии старообрядческих согласий. - эпистолярно-публицистические сочинения, включавшие общественно-значимую переписку старообрядцев по обрядово-догматическим и поведенческим вопросам, письма Царю и Патриарху. - литературно-публицистические, пронизанные эсхатологической окраской. Раскрывали для читателя из народа идеологическую и нравственную сущность реформ Никона. - богослужебно-учительные сочинения. В них борьба с «никонианами» рассматривалась с фило-софско-мировоззренческих и историко-библейских позиций. По тематике выделялись следующие группы сочинений: проповеди, «прения о вере», поучения, житие церковных и старообрядческих святых. Типологические особенности старообрядческих сочинений проявлялись в значительно меньшей степени. Мо-жно выделить следующие типы: отдельные сочинения, сборники сочинений, комментированные сборники сочине-ний и книги. Наибольшей популярностью в старообрядческой среде, особенно начиная с XVIII в., пользовались сборники сложного состава, характерные наличием нескольких произведений, разнообразных по тематическим и жанровым особенностям. В некоторые сборники, составленные из сочинений нескольких авторов, включались и не старообряд-ческие сочинения. Старообрядческая книга – особый, уникальный тип книги на Руси, сложившийся в специфических условиях. Она оказала огромное воздействие на русскую письменную и печатную культуру, сохранение древних рукописных памятников и традиций. Старообрядческая рукописная книга XVII и XVIII вв. – значительная и важная часть нашего культурного наследия, без всестороннего изучения которой мы не сможем иметь целостного представления о книжной и художественной культуре всей эпохи. |