Родионова Л.В.
РУССКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ ЛУБОК ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛУБОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗДАТЕЛЬСТВ МОСКВЫ И ПЕТРОГРАДА

        Начало первой мировой войны привело к значительным переменам в культурной жизни российского общества, своеобразным образом сказалось и на деятельности издательств. Огромное значение в первый год войны приобрели изобразительные издания: открытые письма, иллюстрированные журналы, плакаты, лубки, агитационные листовки. Лубок, как и в периоды предыдущих военных кампаний, переживал процесс подъема, пользовался огромным спросом среди населения России. Литографии Москвы, Петрограда, Казани, Киева, Одессы,         Ярославля производили лубочные картинки, посвященные военной тематике.
        Сатирический лубок, представленный в мирное время незначительным количеством листов, в 1914 г. составлял около 1/3 части издаваемых военных народных картинок. В состав фонда лубка отдела изоизданий РГБ входят сатирические картинки первой мировой войны двадцати семи издательств. Выгодность производства лубка в сложившихся условиях оценили как крупные издатели, традиционно занимавшиеся изготовлением народных картинок, так и владельцы небольших литографий. Сатирический лубок первой мировой войны неоднороден по оформлению и составу. Народные картинки разных центров, и, прежде всего, Москвы и Петербурга разительно отличаются друг от друга, что связано, по мнению исследователей, с различной социальной направленностью лубоч-ных картинок двух столиц.
Центром производства лубка по-прежнему оставалась Москва, где печаталась основная часть народных картинок. Продукция московских литографий и издательств, наиболее многочисленная и в большинстве своем тра-диционно оформленная расходилась в основном в провинции.
        Крупные типолитографии И.Д. Сытина, И.М. Машистова, Е.Ф. Челнокова, А.Ф. Постнова производили картинки огромными тиражами, сохраняя верность стереотипным, приспособленным к новым историческим услови-ям сюжетам военного лубка. Вместе с тем делались попытки улучшить качество лубочной продукции, посредством использования более нового оборудования и качественных материалов. Известно, что с типолитографией И.Д. Сытина в разные годы сотрудничали популярные художники: В.М. Васнецов, В.Е. Маковский, П.П. Соколов, М.Ю. Микешин.
Типолитографии А.П. Коркина, А.В. Бейдемана, А.В. Крылова издавали сатирические лубки в плакатно-кари-катурной манере, присущей работам Д.С. Моора, Н.В. Ремизова.
        Организованное в 1914 г. Г.Б. Городницким издательство «Сегодняшний лубок» печатало свои лубки в типо-литографии С.М. Мухарского. Издательство объединило группу художников-новаторов: К.С. Малевича, А.Г. Ленту-лова, В.В. Маяковского, И.И. Машкова, Д.Д. Бурлюка, В.Н. Чекрыгина. Картинки «Сегодняшнего лубка», выпол-ненные в едином стиле, явились своеобразным творческим экспериментом, выполненным в виде военного лубка. В дальнейшем опыт создания лубочных картинок этого издательства был воспринят при создании Окон РОСТА.
Лубок Петрограда представлен меньшим количеством листов. Картинки товарищества Р. Голике и А. Вильборг, хромолитографий В.Ф.Т., В.М. Шмигельского носят ретроспективный характер. Это выпущенные обществом Биохром лубки Г.И. Нарбута и О.А. Шарлеманя, стилизованные под сатирическую графику Отечественной войны 1812 г.; лубки В.М. Шмигельского, изготовленные в виде народных картинок XVII в. на грубой желтой бумаге черной краской, небрежно раскрашенные под старинные лубки.
        Можно сказать, что лубочная картинка петроградских издательств подразумевала наличие некоего эстетического ценза у потребительской аудитории и была ориентирована на более респектабельного и знающего столичного зрителя; в то же время московские лубки этого периода призваны были удовлетворить запросы широкого круга провинциального населения, с одной стороны, и эпатировать оригинальностью и новизной, с другой.
Hosted by uCoz