Рахлеева Е.А.
ИЗДАНИЕ ТРУДОВ ДЕЯТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНОЙ НАУКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 
(1917–1999 гг.)

         Подготовка и выпуск научных богословских трудов представителей Русской Православной Церкви выступала в качестве ведущей основы осуществления повседневного религиозного просвещения и пастырского служения церкви. Однако после Октябрьской революции, издания декрета об отделении церкви от государства и введения цензуры легальное существование в Советском государстве полноценной религиозной издательской деятельности стало невозможным. 
В таких же условиях находилась церковная наука. Многие ее выдающиеся деятели ушли из жизни или эмигрировали в первые годы после Октябрьской революции. Однако было немало ученых, которые, несмотря на происходившее в стране, остались в России. Среди них богослов и философ, крупный специалист в области математики, лингвистики, техники священник Павел Флоренский; выдающийся патролог И.В. Попов; известный литургист А.А. Дмитриевский, богатое рукописное наследие которого до сих пор остается неопубликованными; религиозный философ А.Ф. Лосев и другие.
        Отсутствие издательской базы, постоянная угроза репрессий лишали богословов и церковных историков условий нормального научного творчества. Их труды в подавляющем большинстве не публиковались, и только отдельные работы по философии, истории и смежным с ними наукам помещались в светских научных изданиях. В советский период отдельные отрасли церковной науки развивались учеными и профессорами в институтах, Академии наук и университетах. Большую ценность как для светской, так и для церковной науки представляют труды таких ученых, как Д.И. Абрамович, В.П. Адрианова-Перетц, А.С. Орлов, Д.С. Лихачев, А.Ч. Козаржевский, С.С.Аверинцев.
Русское богословие после 1917 г. – это, прежде всего, богословие русских эмигрантов. К старшему поколе-нию принадлежали религиозный философ протоиерей Сергий Булгаков, канонист С.В. Троицкий, патролог Н.Н. Глубовский, историк РПЦ и публицист А.В. Карташов; религиозные философы Н.А. Бердяев, А.И. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский. К следующему поколению ученых, зрелое творчество которых приходится уже на время эмиграции, принадлежали историк и богослов протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский, протопресвитер Николай Афанасьев, епископ Кассиан (Безобразов), архимандрит Софроний (Сахаров). Последнее поколение русской эмиграции, выросшее в диаспоре, представляют протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, прото-иерей Борис Бобринский. Русская эмигрантская церковная наука, богословская и философская мысль, переживала в 20–40-е гг. блестящий расцвет. В 90-е гг. она успешнее развивается в России. 
        Особую ценность для церковно-исторической науки представляет вышедший в свет труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия», основанный на архивных материалах и на беседах со свидетелями подвигов страдальцев за веру.
Событием не только в церковно-научной жизни 90-х гг., но и в издательской истории всей России стал выпуск фундаментальной многотомной «Истории Русской Церкви», основанной на знаменитых трудах митрополита Макария (Булгакова) и И.К. Смолича с комментариями современных ученых и прекрасно составленным справочно-поисковым аппаратом. Одиннадцать фолиантов объемом 50–70 печатных листов и тиражом 50 тыс. экземпляров яви-лись значительным вкладом в книжную сокровищницу страны.
Сближению светской и церковной науки во многом способствовали научно-теоретические конференции, посвященные 1000-летию Крещения Руси, состоявшиеся в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге, а также конференция, проведенная в 1989 г. в связи с 400-летием учреждения патриаршества на Руси. Доклады этих научных форумов пока-зали, что союз науки церковной и светской оказался очень плодотворным.
Hosted by uCoz