Яшина Н.Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ГИПЕРТЕКСТОВОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В 
УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК

          Будущее библиотек России, системы информационно-библиотечного обслуживания, полнота и качество информационных ресурсов российских библиотек зависят от степени их интегрированности в инфраструктуру международного информационного взаимодействия. Реализация концепции государственной информационной политики и концепции формирования информационного общества в России предполагает решение вопросов сетевого взаимодействия библиотек, корпоративных технологий, унификации лингвистики при создании информационных ресурсов, в том числе электронных библиотек.
        Понятие «электронная библиотека» (ЭБ) порождает сегодня многочисленные дискуссии. В качестве главных подходов Я.Л. Шрайберг выделяет следующие: 1) ЭБ – это совокупность электронных ресурсов, организуемых по библиотечному принципу, т.е. на основе известных правил и технологий традиционного библиотековедения, включая комплектование, обработку, систематизацию, предметизацию, хранение и др. процессы и технологии, в том числе создание каталога и справочно-поискового аппарата (разумеется, в электронной форме). 2) ЭБ – это совокупность электронных ресурсов, организованных специальным образом и не имеющая отношения к библиотеке в традиционном понимании этого понятия. Существует еще целый ряд подходов, начиная с того, что под ЭБ понимают любые информационные ресурсы любым образом организованные на электронных носителях и заканчивая рассмотрением только мультимедийных и полнотекстовых ресурсов.
        Одной из основных проблем построения системы электронных библиотек, на наш взгляд, является разработка нормативного методического документа по составу и структуре лингвистического обеспечения ЭБ, средствах идентификации и классификации объектов системы ЭБ и интерфейса запросов к их ресурсам. В отличие от 60-х гг., когда в работах по информатике лингвистическое обеспечение (ЛО) трактовалось преимущественно как совокупность информационно-поисковых языков (ИПЯ), в настоящее время объем данного понятия значительно расширяется за счет включения в его состав языков описания данных, языков операционных систем и других лингвистических средств. 
        В условиях электронной библиотеки нужно говорить, как нам представляется, не о совокупности ИПЯ и даже не о ЛО. Здесь для обозначения лингвистических средств создания и хранения информационных массивов, информационного поиска и производства разнообразных информационных продуктов и услуг, а также ведения баз данных, содержащих информацию статистического и организационно-распорядительного характера, более точным является понятие «лингвистическое пространство». Это понятие включает комплекс лингвистических средств (классификационные, дескрипторные, объектно-признаковые ИПЯ, язык библиографического описания) и естественный язык документов, составляющих ЭБ.
Сейчас стало понятным, что эффективное взаимодействие человека с компьютерной системой возможно лишь при условиях использования различных языков общения, в том числе языков, активизирующих образные механизмы мышления. Подтверждением тому является широкое распространение систем, построенных на основе технологий гипертекста, мультимедиа и виртуальной реальности. Проблема состоит в том, что знаковые и языковые средства диалога часто используются разработчиками неосознанно, интуитивно, без должного изучения проблемы пользовательского интерфейса, который есть не что иное, как система физических и знаковых средств, используемых человеком для взаимодействия с компьютером.
        Разработка концепции гипертекстового лингвистического пространства ЭБ в условиях учебного процесса Казанской государственной академии культуры и искусств (КГАКИ), ее теоретическое обоснование, реализация и экспериментальная апробация предполагают решение следующих задач:
1. Проанализировать состояние теории и практики лингвистического обеспечения ЭБ, в том числе применительно к учебному процессу вуза.
2. Разработать концепцию гипертекстового лингвистического пространства ЭБ (на основе коллекции электронных информационных ресурсов КГАКИ).
3. Экспериментально апробировать эффективность информационного поиска в условиях гипертекстового лингвистического пространства ЭБ.
4. Оценить результаты работы пользователей (студентов КГАКИ) в условиях гипертекстового лингвистического пространства ЭБ.
        В качестве гипотезы выдвигаются следующие положения. Гипертекстовое лингвистическое пространство, построенное с учетом принципов работы сознания человека на основе ассоциативных связей, при условии продуманного содержательного наполнения и структуры позволит не только осуществлять максимально результативный поиск информации, обеспечить взаимодействие различных ЭБ, но и будет оказывать положительное влияние на формирование творческого потенциала пользователя. Гипертекстовое лингвистическое пространство позволит пользователю в соответствии с личными взглядами на интересующую его проблему структурировать любые массивы разнородной, в том числе слабоструктурированной информации, устанавливать связи между отдельными документами в процессе их просмотра.
Применение информационных технологий играет положительную роль в самых различных видах учебной и научной деятельности. Перед вузами встала задача научить жить студента в информационной среде, привить ему информационную культуру пользователя. Целевой установкой в обучении становится задача не «обязательно вызубрить», а «помочь развиться». В этом смысле гипертекстовое лингвистическое пространство ЭБ вуза открывает огромные просторы для освоения мира знаний и для самовыражения обучающихся.
Hosted by uCoz