Сидоренко В.С., Турчин В.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ В ФОРМИРОВАНИИ 
ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА

       Современная цивилизация на пути становления информационного общества переживает новый этап своего развития – этап сетевых технологий. С развитием области телекоммуникаций разительно изменяются методы и процедуры, при помощи которых пользователи получают необходимую им информацию. Сегодня большинство специалистов при возникновении у них информационной потребности уже не хотят обращаться к традиционным каталогам и картотекам, а предпочитают просматривать методом браузинга глобальные сетевые ресурсы с целью получить удовлетворяющую их потребности информацию.
        Имеются четыре различных метода определения местонахождения информации в Web-пространстве: 1) непосредственный выход на нужную Web-страницу, заранее зная ее местонахождение (реклама на ТВ, радио, печать, справочники Интернет-ресурсов); 2) гипертекстовые связи, позволяющие перемещаться по страницам с родственной тематикой; 3) подписка на списки рассылки; 4) использование поисковых машин, позволяющих пользователю определить характер и релевантность информации, которую необходимо найти согласно поисковому запросу.
        Нами было проведено научное исследование, в котором впервые были проанализированы возможности поиска научно-технической информации средствами Интернет, используя поисковые возможности крупнейших информационных центров России (ИНИОН, ВИНИТИ, ВНТИЦ, ГПНТБ России). Целью исследования были анализ возможностей использования электронных информационных фондов, баз данных крупных российских центров научно-технической информации при удаленном доступе через Интернет, а также характеристика поисковых возможностей российских центров информации и в частности возможности получения информации через электронную почту или File Transfer Protocol (FTP). Научная новизна исследования заключалась в проводимой характеристике поисковых возможностей крупных российских центров информации при проведении поиска в контексте.
        Способы оценки поисковых возможностей поисковых систем Интернет бывают двух видов: тестирование; пристрелки. Более качественным методом оценки поисковых возможностей поисковых машин Интернет является метод пристрелки. При этом методе в поиске Web-страниц участвуют различные поисковые средства Интернет, и результаты сопоставляются в реальных условиях. Наиболее типичным способом определения эффективности поиска информации являются показатели повторной выдачи и точности. Точность – это пропорция релевантных документов в выдаче. Полнота поиска измеряется процентом найденных релевантных документов от числа имеющихся в Интернет.
        При проведении исследования строго придерживались следующей методологии: 1) поиски должны быть строго мотивированными, соответствовать действительным информационным потребностям и формулироваться авторами запросов; 2) оценку релевантности полученных в процессе поиска документов должны давать авторы запросов; 3) для получения наиболее точных результатов исследования необходимо провести достаточно большое количество поисков; 4) при проведении исследования методом пристрелки следует включить наибольшее количество поисковых машин.
        Поисковые запросы по проблемам: информационного обеспечения экономики, информационного менеджмента, маркетинговой деятельности были сформулированы нами заранее. Оператор, проводивший поиск, самостоятельно решал, как лучше использовать поисковые возможности поисковых систем крупных информационных центров для получения оптимального числа релевантных документов. В процессе поиска был разработана и апробирована методика поиска информации в Интернет с использованием поисковых систем состоящая из трех этапов:
- на первом этапе проводится просмотр большого количества различных данных в поисках идей, самой общей информации по проблеме с целью формирования структуры запроса;
- на втором – происходит структуризация проблемы, постановка целей, поиск по точно сформулированному запросу, отбор релевантных документов;
- на третьем – проводится поиск дополнительной информации по проблеме, которая подтверждала бы сделанные ранее выводы.
        Проведенный эксперимент позволил сделать выводы об эффективности поиска информации в БД крупных информационных центров с использованием предлагаемых поисковых средств. Для каждой поисковой машины были подсчитаны точность и полнота поиска. Затем были выведены средние показатели точности и полноты по каждой машине, а также по всем запросам. Были сделаны следующие выводы: 1) эффективность поиска является очень низкой, так из более чем 100 найденных документов релевантных было менее трех–четырех и это являлось нормой; 2) низкая точность поиска, показатель точности для одного запроса изменялся от 32 % до 0,73 %. 
Анализ поисковых возможностей российских центров научно-технической информации позволил сделать общие выводы. На web-сайтах ИНИОН, ВНТИЦ, ГПНТБ и др. расположено несколько баз данных по экономике, философии, праву, депонированным рукописям, защищенным диссертациям и т.д., к которым предоставлен бесплатный доступ, существует услуга копирования нужного документа и пересылка его с помощью электронной почты. Разработанные поисковые системы этих центров полностью не могут обеспечить поиск по детально структурированному запросу, так как ключевые термины, по которым система производит поиск, плохо определены. 
Поисковые системы крупных центров легко справляются с поиском, когда определены такие поля, как шифр, автор, год издания или депонирования, заглавие. Но большинство пользователей очень часто просто не представляют того, какая информация им нужна, где и каким образом ее можно получить. При этом профессионалам нужна, как правило, не информация сама по себе, а информация в контексте текущей их работы. Возможности удовлетворения запросов пользователей крупными российскими центрами научно-технической информации пока ограничены. 
        Недостатки технической системы сказываются на эффективности работы (невозможность полноценной работы с протоколом поиска, недостаточно разработанная система навигации по страницам), но и лингвистические аспекты не позволяют проведению полноценного поиска информации в контексте (невозможно, используя современные лингвистические средства, сформулировать сложный логический запрос).
Положительными качествами использования Интернет при проведении тематического поиска научно-технической информации являются, оперативность, достоверность информации, её новизна.
        При наличии специально издаваемых инструкций и справочных материалов по работе в Интернет большинство специалистов не обладают навыками работы в Сети. Обращаясь за помощью к специалистам, работающим в сфере информационных услуг и специализирующимся на удовлетворении информационных потребностей пользователей с помощью Интернет, пользователи не всегда получают желаемый результат в виде удовлетворенной потребности. Подобное происходит из-за непонимания информационным работником информационных потребностей специалиста. Информационный работник, не являясь специалистом в области деятельности потребителя, часто не может правильно сформулировать поисковый запрос, подобрать синонимы к терминам и определить смежные области деятельности. При этом информация в Интернет не упорядочена, для сети не создан контролируемый словарь и общая система индексации, а важная информация хранится вместе с второстепенной и даже неверной. Существующие справочные и энциклопедические материалы по Интернет-ресурсам не могут инструктировать специалиста, где расположена интересующая его информация, так как они отражают только общую или коммерческую информацию. Интернет-ресурсы узкоспециального характера остаются не доступными для специалиста, так как отсутствует справочная информация о них. 
        Все вышеперечисленное говорит о необходимости формирования и развития у специалистов информационно-сетевой культуры. 
Сегодня для успешной работы с информационными технологиями специалист должен быть подготовлен как интеллектуально, так и технологически. Он должен практически освоить возможности поиска информации в Интернет; уметь проводить поиск информации в каталоге библиотеки, расположенной в Сети; уметь формулировать поисковые запросы с использованием всех инструментов составления запроса, которые предлагают поисковые системы. Образовательным учреждениям необходимо ввести учебный курс, формирующий информационно-сетевую культуру специалиста. 
Hosted by uCoz