Андреева Н.Е.

МАРКЕТИНГ КАК ПРЕДПЛАНОВАЯ ФУНКЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

Выделение функций менеджмента организации происходит в результате разделения труда в сфере управления, что одновременно означает постоянную модификацию и углубление, а также усложнение содержания работ, выполняемых в соответствии с предъявляемыми требованиями. Отсюда вытекает важное принципиальное положение, согласно которому развитие каждой из функций управления обусловливается влиянием объективных требований.

Функции управления информационной деятельностью библиотек можно свести к пяти основным группам, интегрирующим отдельные функции. Это маркетинг, планирование, организация, мотивация и контроль. Управление информационной деятельностью, состоящее из отдельных функций, только в том случае будет цельным явлением, если все эти функции органически и постоянно связаны.

Исследуя маркетинг, как функцию управления, на первый план мы выдвигаем вопрос о сущности этого понятия и месте маркетинга в системе управления информационной деятельности библиотек. В научной литературе отсутствует завершенное по смыслу и содержанию определение понятия “маркетинг”. Если попытаться обобщить имеющиеся в литературе различные точки зрения, то следует отметить, что в настоящее время выдвинуто свыше трех тысяч определений термина “маркетинг”, каждое из которых охватывает ту или иную сторону маркетинга либо пытается дать его комплексную характеристику. Объясняется столь значительное количество определений термина “маркетинг” появлением его в научной литературе в начале текущего столетия. На различных этапах развития общества менялся его смысл и содержание. Кроме того, понятие “маркетинг” имеет множество значений в силу разной направленности его целей и функций, различий в сфере применения.

Анализ литературы по библиотековедению, отражающий опыт маркетинговой деятельности в российских библиотеках, свидетельствует, что в настоящее время маркетинг недостаточно хорошо используется работниками библиотек как предплановая функция. Отсутствует общая концепция развития маркетинговой деятельности для библиотек страны, недостаточно изучается читательский спрос в процессе внедрения платных услуг, нет широкого обучения кадров, не выполняются основные требования маркетинга и менеджмента, внедряются лишь их отдельные элементы.

Маркетинг как предплановая, исходная функция библиотеки, должен использоваться как концепция управления библиотекой, так как он обеспечивает предвидение, прогнозирование спроса, управление спросом, удовлетворение спроса. Благодаря использованию маркетинга библиотека сама обязывает себя анализировать, изменять и приспосабливать к ситуации свои технологические процессы, внутреннюю структуру и новые идеи. Работники библиотек, изучив обстановку на информационном рынке, могут сделать выводы и на этой основе составлять маркетинговые программы и планы информационной деятельности.

Использование маркетинга как предплановой функции управления библиотекой предполагает такую систему управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований информационного рынка для более обоснованной ориентации деятельности библиотек на создание конкурентоспособных информационных продуктов и услуг в заранее установленных объемах и отвечающих определенным характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить библиотеке получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке информационных продуктов и услуг. Рассматривая маркетинг как предплановую функцию управления, мы исходим из того, что она наиболее полно проявляет себя лишь в тесной увязке с другими функциями, дополняя и развивая их и содействуя более эффективному их выполнению.

Hosted by uCoz