Бабарыкин Ю.А. 
"МИССИЯ" МЕНЕДЖЕРА КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

        Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается библиотека как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся современной концепции менеджмента. 
        В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления библиотекой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых субъектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный путь со стадии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи библиотеки, ее специализация, размеры, ресурсы, потребители информации и услуг. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности за результаты Целевая функция начинается с установления цели библиотеки, выражающей причину ее существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как: «политика», «философия», «миссия».
        В целях менеджеры обычно детализируют статус библиотеки, декларируют принципы ее работы, дают определение самых важных характеристик библиотеки. В прежних условиях хозяйствования библиотеки не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступающие в силу законы хозяйствования требуют от библиотек определенных правил поведения. Среди них обнародование миссии библиотеки, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников. 
        Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения библиотеки, в первую очередь, со стороны менеджеров, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель библиотеки? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности пользователей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе. Миссия не должна зависеть от текущего состояния библиотеки, форм и методов ее работы, так как в целом, она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, так как библиотеке нечего продавать, несмотря на то, что качественная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности библиотеки. Но прибыль как миссия существенно ограничит спектр рассматриваемых библиотекой путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Именно эти рекомендации учтены менеджерами в формулировках миссии некоторых отечественных библиотек. 
        Общая цель библиотеки образует фундамент для разработки стратегии развития и установки ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам библиотеки как маркетинг, научно-исследовательская работа, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели библиотеки. Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются: определение потребности населения и библиотеки в ее услугах, разработка и спецификация параметров новой информационной продукции, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, реклама библиотеки и ее услуг. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация в уже освоенных библиотекой нишах. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию связей библиотеки с социальной средой, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и качество этих специалистов зависят от возможностей библиотеки самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, нужно использовать те элементы инфраструктуры, которые уже начали формироваться в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам. 
Hosted by uCoz