Шилов В.В.
О КОНЦЕПЦИИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Известно, что информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе двух принципов: общедоступные библиотеки – по территориальному принципу, специальные – по отраслевому (ведомственному), причем лишь весьма незначительное число специальных библиотек можно отнести к категории публичных (общедоступных). Общее число библиотек в России составляет около 150 тыс., но лишь меньшая их часть представляет самостоятельные учреждения. Большинство библиотек – это структурные подразделения при различных учреждениях, организациях и предприятиях. В силу этого точные данные о числе библиотек и основных показателях их деятельности известны только по разряду публичных и школьных библиотек, а также сети библиотек Российской академии наук. Относительно числа библиотек прочих ведомств, использования их информационных ресурсов можно приводить лишь экспертные оценки. Для оптимизации управления библиотечным делом в стране требуется полная и точная информация обо всей системе библиотечного обслуживания населения. Такую информацию может обеспечить лишь организация надведомственного (или межведомственного) мониторинга на основе единой государственной статистики.
        Генеральная цель мониторинга состояния и использования библиотечно-информационных ресурсов: определение уровня удовлетворения информационных потребностей населения за счет информационных ресурсов библиотек, в особенности фондов документированной информации; определение уровня сохранности и полноты библиотечных фондов как части культурного наследия нации и мирового сообщества в интересах грядущих поколений; создание информационной базы управленческих решений.
В мониторинге состава библиотечных фондов главное внимание должно быть уделено их документной и информационной полноте, соответствию их состава информационным потребностям пользователей, экономичности их содержания. Мониторинг отраслевого и видового состава фондов имеет второстепенное значение как пережиток идеологического контроля за содержанием фондов. 
        Ниже излагается наш взгляд на систему основных принципов, конкретизирующих задачи мониторинга.
        1. Системность. Отражение системы библиотечного обслуживания населения. Охват всех типов и видов библиотек, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
        2. Универсальность. Отражение всех видов и форм деятельности по формированию библиотечных ресурсов, всех факторов, влияющих на процессы формирования, всех элементов (составных частей, операций и т.д.). Собираются данные всех видов: статистические, социологические, фактографические, библиографические, идеографические. 
Объектами мониторинга являются не только фонды документов как таковые, но и остальные структурно-функциональные части библиотечного учреждения: библиотечные кадры и материально-техническая и финансовая база. Важнейшим объектом мониторинга является фактор, обусловливающий формирование библиотечно-информационных ресурсов, – пользователи библиотек, их информационные потребности. Объектами мониторинга должны быть также деятельность библиотеки по формированию фондов, обеспечению их использования и сохранности; макросреда, определяющая условия указанной деятельности библиотеки как одного из базовых информационных учреждений и одного из учреждений культуры; местные особенности (географические, этнологические, экономические); документный поток как источник пополнения библиотечных фондов документированной информации.
        3. Перманентность. Постоянное, осуществляемое с оптимальной периодичностью сканирование данных о составе, состоянии и использовании документных фондов, о факторах, влияющих на процессы формирования фондов, условиях их функционирования. Задача – своевременное получение необходимой информации. Своевременность подразумевает заблаговременное получение информации о возможном развитии событий, в особенности о возможности возникновения форс-мажорных ситуаций, вероятности библиотечных катастроф. 
        4. Селективность. Отбор объектов наблюдения в составе и количестве, необходимом и достаточном для получения достоверного знания обо всей генеральной совокупности библиотек данного типа и.т.д. Значение принципа селективности состоит в том, что необходимый результат достигается при существенной экономии средств, поэтому целесообразно говорить о двуедином принципе мониторинга: «селективность-экономичность». Применительно к библиотечной сфере расчет объёма выборочной совокупности объектов наблюдения должен осуществляться на основе метода типической выборки. Состав выборочной совокупности библиотек-объектов наблюдения должен быть переменным. Тем самым будут предотвращены ошибки наблюдения, проистекающие от фактора взаимовлияния.
        5. Репрезентативность. Отбор данных, позволяющих создать макромодель библиотечной отрасли - её интегральное описание как одного из важнейших базовых элементов единого информационного пространства в государстве, создать обобщенное представление о наиболее существенных связях между элементами библиотечно-информационной деятельности, о тенденциях и закономерностях её развития.
        6. Унифицированность. Оэначает единую систему сбора данных с помощью типовых форм и унифицированных единиц измерения, а также единую систему приёмов анализа. Принцип унифицированности реализуется на основе государственных стандартов и типовых форм государственной статистики в области библиотечного дела и бухгалтерской отчетности. В соответствии с этими документами очерчен круг унифицированных данных, собираемых в обязательном порядке, представляющих собой базовые данные и формирующих базу статистического анализа. Сверх базовых статистических показателей предметом мониторинга могут быть дополнительные показатели, вводимые отраслевым центром мониторинга в зависимости от типа библиотеки и условий её деятельности. Унифицированность форматов и правил ведения баз данных.
        7. Распределённость ответственности. Ответственность за сбор данных, их анализ и обнародование результатов мониторинга распределяется между региональными, отраслевыми и главным (федеральным) центрами мониторинга. 
Региональный центр мониторинга (центральная библиотека региона-субъекта Федерации) получает из регионального статистического управления базовые данные всех библиотек, расположенных на территории региона назависимо от их ведомственной принадлежности. Отраслевой центр мониторинга получает из отраслевого статистического управления базовые данные для анализа библиотечной деятельности в отрасли. Федеральный центр мониторинга получает базовые данные от отраслевых статистических управлений (или из ЦСУ). 
        Центры мониторинга заключают с библиотеками договоры о получении дополнительных данных о деятельности библиотеки непосредственно от библиотек, входящих в сферу ответственности, в соответствии со специальными программами и проводимыми исследованиями; формируют базы данных о документопотоке-источнике пополнения фондов библиотек сферы ответственности, обеспечивают свободный доступ к базам данных со стороны библиотек-объектов мониторинга, составляют аналитические обзоры библиотечной деятельности. Федеральный центр публикует сводные статистические справочники о библиотечном обслуживании населения в Российской Федерации.
6. Деятельность центров мониторинга финансируется на основе специальных программ, утверждаемых Правительством РФ или региональными органами исполнительной власти.
8. Гласность. Обязательность и возможность публикации базовых показателей деятельности библиотек. Открытость результатов анализа.
9. Координированность. Наличие главного (надведомственного или межведомственного) координирующего центра. 
10. Нормативно-правовая основа мониторинга – Положение о государственной системе мониторинга состояния и использования библиотечно-информационных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. 
Hosted by uCoz