Чуприна Н. Т.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА БИБЛИОТЕКИ

        В условиях, когда перед библиотекой стоит задача освоения новых технологий, разработки инновационных подходов в работе с населением, установления связей с внешней средой, необходима постоянная работа по адаптации библиотекаря к работе в этих условиях, по пробуждению у сотрудников библиотеки осознанного желания способствовать развитию библиотеки.
Для решения этих задач недостаточно только повышать квалификацию, необходимо, на наш взгляд, непрерывное профессиональное развитие персонала библиотеки.
        Конкретно цель этой работы сформулирована как развитие библиотеки через развитие персонала.
В основу профессионального развития положены три составляющие:
1. Собственно библиотечная квалификация. 
2. Умение общаться с пользователем и коллегами.
3. Умение устанавливать контакты с внешней средой.
        Для определения приоритетов в освоении коммуникативных навыков нам понадобилась помощь экспертов.
В одном случае экспертами выступили читатели, когда в 1996 году библиотека провела опрос «Каким Вы видите современного библиотекаря?»
В другом случае экспертами выступили специалисты центра управленческих кадров администрации области (с 1999 г. – академия госслужбы).
По итогам экспертизы была разработана программа непрерывного профессионального развития специалистов БГУНБ, девиз которой: «Непрерывное образование – это не роскошь, это суровая необходимость, гарантия против застоя и апатии, безразличия и моральной усталости библиотекарей».
         Программа включает несколько уровней подготовки:
1. Получение высшего образования теми, кто его не имеет.
2. Обучение руководителей и специалистов новейшим методикам и технологиям в стенах библиотеки.
3. Стажировка ведущих специалистов библиотеки в федеральных библиотеках.
4. Стажировка в зарубежных библиотеках.
5. Участие руководителей и специалистов библиотеки в межрегиональных, всероссийских и международных семинарах и конференциях.
6. Получение второго высшего образования за счет библиотеки.
        Обучение руководителей и специалистов новейшим методикам и технологиям проводится дифференцированно, по группам:
1. Обучение руководителей кадровым технологиям. Ведут занятия специалисты академии госслужбы.
2. Обучение главных и ведущих библиотекарей новым методикам работы. Ведут занятия специалисты библиотеки, изучившие и освоившие новые методики.
3. Обучение рядовых библиотекарей психологии общения. Ведут занятия специалисты государственного университета.
        Параллельно с групповыми занятиями все специалисты индивидуально под руководством специалистов отдела автоматизации осваивают компьютерные технологии.
Один раз в месяц проводятся общие для всех специалистов занятия по культуре речи, имиджеологии, валеологии и другим темам.
Итоги производственной учебы подводятся на ежегодной внутрибиблиотечной конференции.
Как методический и консультационный центр библиотека организует работу по непрерывному профессиональному образованию библиотечных специалистов области.
        Система их обучения включает:
- школу руководителя;
- школу методиста;
- индивидуальная стажировка вновь принятых на работу специалистов;
- курсы повышения квалификации (стационарные и выездные).
В систему непрерывного профессионального развития включена Всероссийская школа библиотечной инноватики, работавшая на базе библиотек области в октябре 2000 г. Обучение прошли специалисты 16 регионов России, специалисты Белгородской областной и районных библиотек.
В программу школы как комплексной формы обучения включены наряду с лекциями мастер-классы, управленческое консультирование, «мозговые штурмы» и другие формы работы.
Hosted by uCoz