Цыкина Л.А.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

       При переходе библиотек к новым информационным технологиям руководители библиотек испытывают трудности в подборе специалистов в области маркетинговой и информационной деятельности, в том числе и маркетинга автоматизированных библиотечно-информационных услуг (АБИУ). Реальной становится проблема текучести кадров, особенно при переходе к автоматизированным технологиям. Квалифицированных специалистов приглашают на работу в коммерческие службы, а библиотеки тем временем тратят средства на обучение персонала. Сказывается и нестабильная ситуация в стране, из-за чего библиотеки находятся в ситуации недостаточного бюджетного финансирования.
В связи с этим появляются новые решения и технологии по привлечению внебюджетных средств в рамках фандрайзинга. Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрайзинг) становится аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня.
        Составление заявок на гранты – это основной и более доступный источник для поиска внебюджетного финансирования, где с необходимостью реализуется технология деловых контактов с маркетинговыми аудиториями специалистами по маркетингу АБИУ. Полигоном для формирования профессионализма явилась подача заявки на минигрант «Развитие онлайновых ресурсов» по теме «Какие они права студентов в современном обществе?». Программу финансировала американская некоммерческая организация «Project Harmony, Inc.».         Конкурентную среду составило 46 заявок от вузов и организаций г.г. Самары, Тольятти, Сызрани. Успех проекта обеспечен внутренней контактной аудиторией или творческим коллективом, включающим следующие группы специалистов:
- ученые-консультанты по новым информационным технологиям в библиотеках и преподаватели факультета библиотековедения и информатики Самарской государственной академии культуры и искусств (СГАКИ), имеющие ученые звания и высокий рейтинг в профессиональном сообществе г. Самары;
- информационный менеджер Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ), обладающий высоким статусом информационного лидера – заведующий отделом автоматизации;
- студенты-выпускники курса специальности «Информационные системы в сфере культуры».
        Финансирование данного проекта как элемент фандрайзинга определялось уровнем готовности групп участников в определении и решении конкретных задач. Это означает, что группа участников проекта руководствовалась организационными факторами, учитывающими способности:
- разрабатывать стратегический план по учету интересов целевых групп;
- формировать профессиональный штат, настроенный на результат;
        Он достигается с учетом следующих параметров:
- самооценка каждого участника группы;
- настроенность на способность участия в инновационных процессах;
- способность привлекать ресурсы; 
- умение формировать волонтерскую основу.
        Эти качества выявлялись на основе самотестирования студентов и библиотекарей.
В проекте предпринимались поиски поддержки в профкомах вузов, ректоратах, управлении культуры, т. е. в общественных организациях и органах государственного управления. Проект поддержали представители студенческого профкома и центра Интернет Самарского государственного университета (СамГУ), профком СГАКИ и работники СОУНБ.
Имидж, как характеристика фандрайзинговых кампаний, предполагает произведение впечатления на общество информатиками-технологами через уникальность своей позиции на рынке услуг. В данном проекте – это проведение on-line обсуждения, что не часто используется студентами.
        Эффективный фандрайзинг предполагает наличие координатора. В инновационном проекте «Какие они: права студентов в современном обществе?» он являлся главным «искателем» денег, отслеживал сведения обо всех проектах и кампаниях по фандрайзингу и создавал соответствующую базу данных патронирующих фондов. 
Проект реализовал технологию поддержки долгосрочных взаимоотношений с такими контактными аудиториями, как средства массовой информации, внутренние контактные аудитории, общественные и государственные организации.
Hosted by uCoz