Тиханович О.А.
|
|
В 80-е гг. сложилось расширенное определение ресурсов организации, в которое органично вписался еще один дополнительный вид ресурсов. Ранее в состав ресурсов включалось три их вида: производственные, финансовые, трудовые. В последние годы все больший вес приобретают так называемые неосязаемые или нематериальные активы организации. При ранжировании этих активов на первое место ведущие мировые корпорации поставили имидж фирмы и далее имидж производимого продукта или услуги, организационную культуру, специальные знания персонала. Для выживания на динамичном рынке организация должна обладать способностью к непрерывным изменениям. Речь идет не просто об изменении в ответ на воздействия внешней среды, а о саморазвитии организации, опережающем внешние кризисы. В связи с этим возрастает роль организационной культуры в развитии предпринимательского управления. Основными принципами организационной культуры для предпринимательских организаций сегодня являются: - выработка идей, постановка целей, планирование действий по их достижению; - стремление действовать и быть вознагражденным; - постоянное стремление что-то предлагать, пробовать, в чем-то экспериментировать; - жажда созидать и добиваться совершенства; - готовность нести ответственность. Подобная культура всемерно поддерживает инновационные усилия работников, постоянно ориентируя их на создание нового, будь-то продукт или услуги. Термин «организационная культура» охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива. Основными элементами организационной культуры являются миссия организации, базовые цели, нормы и кодекс поведения, имидж организации и прочее. Одним из признаков развитой организационной культуры является наличие в организации своебразного делового кредо – некоторой совокупности основных целей, стоящих перед ней. Фактически кредо – это концентрированное выражение ее философии и политики. Организация способна найти новый достойный смысл своего существования только в ситуации кризиса, угрожающего ей организационной или экономической смертью. Идеология привлекает внимание руководителей тогда, когда формализованная процедура принятия решений не работает, когда все определяют три фактора: нехватка ресурсов, дефицит времени и нестабильность внешней среды. В организации идеология отвечает на главный вопрос: «Зачем мы всем этим занимаемся?». Это придает организационной деятельности смысл. Выделяют четыре важные функции идеологии фирмы: она определяет цель, к которой всем необходимо стремиться; мобилизует персонал; задает четкий критерий принадлежности к данному коллективу; - формирует систему ценностей, которая, в свою очередь, позволяет выбрать допустимые методы для достижения поставленной цели. Деидеологизированные организации не в состоянии не только эффективно развиваться, но и долго существовать. Большинство предпринимателей признает, что «спрос на идеологию» со стороны организаций сильно вырос. Упадок организации идет по цепочке: идеология-психология-социальные отношения-технологический уровень. Таким образом, организация становится легкой добычей агрессивной и быстроменяющейся внешней среды. Термин «самообучающаяся или саморазвивающаяся организация» прочно вошел в управленческий лексикон. Американские специалисты считают, что: «Самообучающаяся организация – это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Такой организации не достаточно просто выживать, так как она постоянно расширяет свою способность создавать собственное будущее. Но творческое отношение к этому будущему невозможно без идеологии». В новых экономических условиях управлять организацией авторитарным путем уже невозможно. Организация должна управляться принципами, а не конкретным человеком. IBM развивалась так быстро и стала «компанией мечты» потому, что она не является «компанией одного человека». Объектом управления лидера становятся не столько сотрудники и структуры, сколько идеи и ценности организации, то есть ее идеология. В ближайшем будущем только организации, обладающие собственной идеологией, могут рассчитывать на успех. Само по себе развитие экономики, как особого вида человеческой деятельности ведет к системе, когда главным становится непосредственное влияние на сознание людей. Идеология становится инструментом реализации экономических задач. Она является главным ресурсом конкурентной борьбы на российском рынке. |