Суслова И.М.
МАРКЕТИНГОВАЯ ПАРАДИГМА В КОНЦЕПЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

         В последнее десятилетие прошедшего столетия динамичное развитие в отечественном библиотековедении получили менеджмент и маркетинг.
Концепция библиотечного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию и интерпретации важнейших положений теории и практики руководства библиотеками различных типов и видов, стала закономерным явлением в эволюции управления. Прогрессивность новой концепции подчеркивается впечатляющими результатами, ознаменовавшими десятилетний путь развития библиотечного менеджмента. Трансформированы вузовская программа по управленческой тематике и программа переподготовки управленческих кадров библиотеки. Осуществляется подготовка специалистов по престижной квалификации «Менеджер в сфере библиотечной деятельности». Сформирована научная школа, в рамках которой издано значительное число публикаций и защищены диссертации. Определены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов, взятые на вооружение и воплощенные в жизнь руководителями большинства библиотек. Библиотечный менеджмент развивается и вглубь, разрабатывая методологические основы нового научного направления, и вширь, формируя различные типы управления (инновационный менеджмент, кадровый менеджмент, стратегический менеджмент, проектный менеджмент и др.).
        Маркетинг в библиотековедении развивался несколько иным путем. В жизни отечественных библиотек маркетинг появился даже несколько раньше, чем менеджмент. Он логично вписался в широкомасштабную кампанию, связанную с переводом страны на экономические методы управления и встал в один ряд с понятиями нового хозяйственного механизма в применении к деятельности библиотек: платными библиотечными услугами, внебюджетными источниками финансирования. Большинство теоретиков того периода усматривали в маркетинге только эффективный метод деятельности в условиях рыночной экономики. Именно поэтому, по их представлениям, с помощью маркетинговых средств библиотека должна была занять значительную нишу на информационном рынке. В теории все выглядело достаточно заманчивым. Библиотека всесторонне изучает информационные потребности населения, создает предпосылки для превращения их в реальный покупательский спрос и его последующее удовлетворение, получая при этом определенную прибыль.
        Несмотря на популярность модной терминологии (сегментация рынка, ценовая политика, конкурентоспособность библиотеки, фирменный знак), первоначально возможности маркетинга использовались весьма ограниченно, имея только коммерческую направленность. Более того, маркетинговая позиция, построенная на включении библиотеки в информационный рынок, вообще неправомерна. Большинство рыночных условий (получение прибыли, конкурентность услуг, заполнение собственной ниши рынка) библиотека не может принять, поскольку существует ряд ограничений экономического, социального, нравственно-этического характера, вытекающих из сущности библиотеки как социокультурного института. Несмотря на устойчивую мировую традицию рыночного ведения хозяйства, и во всем капиталистическом мире библиотека по-прежнему остается адаптационной структурой, функционирование которой поддерживается государством в соответствии с национальными интересами в области информации, образования, досуга.
        В середине девяностых годов усилиями отечественных библиотековедов происходит переосмысление маркетинга в качестве эффективной для современной библиотеки концепции управления, позволяющей адаптировать библиотечную деятельность не только и не столько к рыночным условиям, а ко всей совокупности сложнейших факторов внешней среды.
Необходимо подчеркнуть, что подобная тенденция характерна для эволюции маркетинга на мировом уровне. Маркетинг эволюционировал от сбытового к стратегическому, от управленческой функции, ограниченной агрессивной рекламой, к сложному комплексу маркетинговой деятельности как целостной системы управления.
        Методология маркетинга органично соотносится с основополагающими целями и принципами библиотечной деятельности в самых разных направлениях: тщательном исследовании потребностей, организации структуры их формирования и удовлетворения, освоении инноваций, расширении ассортимента предоставляемых услуг, использовании методов формирования общественного мнения и имиджа библиотеки. Использование маркетинга как системы управления современной библиотекой включает его мощный потенциал. Маркетинг позволяет: 1) избежать зависимости от социально-экономических условий; 2) наиболее полно реализовать цели качественного библиотечного обслуживания; 3) обеспечить целенаправленную финансовую поддержку.
        Параллельное развитие менеджмента и маркетинга в отечественном библиотечном деле неизбежно ставит вопрос о взаимосвязи этих двух управленческих концепций. Мировая теория управления рассматривает эту дилемму в русле «тихой управленческой революции». Ее начало совпало со вступлением западного общества в информационную стадию. На смену старой (рационалистической) парадигме управления приходит новая – информационная или маркетинговая. Основные исходные посылки новой парадигмы сводятся к следующим:
- библиотека рассматривается как органическая система, состоящая из людей, объединяемых совместными ценностями;
- ключевое звено системы – самореализующийся человек (в отличие от человека экономического и человека социального;
- библиотеке должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на адаптацию к внешним факторам, главным из которых является пользователь.
        Новая маркетинговая парадигма основана на системном, ситуационном подходе, ознаменовавшем существенный прорыв в управленческой мысли, сравнимый с переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого черно-белого кино к цветному со стереофоническим звуком. Маркетинговая парадигма синтезирует определенные положения, обоснованные отечественными библиотековедами в теории единой системы библиотечного обслуживания, сравнительном библиотековедении и др.
В соответствии с маркетинговой парадигмой стабильное развитие библиотеки связывается с тем, насколько удачно библиотека вписывается во внешнюю среду (социально-политическую, культурную, экономическую, научную) и адаптируется к ней. Ситуационный подход означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала библиотеки планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Новая концепция управления требует также и новой управленческой культуры: ориентации на творческое освоение открывающихся возможностей, стремления к радикальным переменам, готовности к риску.
Hosted by uCoz