Струкова Н.Л.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

          В последнее время возник и требует осмысления особый тип деятельности в рамках различного рода социально-культурных сфер – деятельности по проектированию, которая начинает строиться уже по своим, специфическим законам. Библиотечная система со всем набором ее социокультурных общественных функций тоже становится предметом проектирования. Для того чтобы направить арсенал методов проектирования на целостную практику библиотечной системы, нужно определить в самом общем виде, что сегодня является предметом проектирования в библиотечной сфере деятельности. Какие процессы развития библиотечной практики в целом или отдельных ее достаточно автономных фрагментов могут выступать в качестве предмета проектирования в перспективе?
Именно проектная деятельность сегодня во многом дает импульс развитию информатизации библиотек, определяя стимулы, методы управления, социальные цели библиотечной практики.
        Проведенный контент-анализ массива первичных документов, представленных в БД «Информкультура» за 1992–1999 гг. по проблемам проектной деятельности библиотек, показал, что российские библиотекари сегодня более всего озабочены расширением источников финансирования библиотечной деятельности, расширением международных контактов и внедрением новых информационных технологий.
Отметим, что несмотря на инновационный характер использования компьютерных технологий в современной библиотечной практике, в частности, Интернет-технологий, количество проектов, направленных на выявление новых потребностей, новых целевых групп пользователей, создание новых информационных продуктов и услуг, т.е. на весь спектр работ, относящихся к информационно-библиотечному обслуживанию, очень невелико. Однако со всей очевидностью можно утверждать, что именно результативность процесса библиотечного обслуживания читателей является показателем достижения определенного уровня развития совместной деятельности библиотекарей и читателей в области внедрения новых технологий в практику библиотек.
        В содержательной части многочисленных программ и реализуемых в их рамках проектов (межведомственная программа «Электронные библиотеки», программа Минкультуры РФ «Информатизация отрасли культуры», программа ЛИБНЕТ «Создание общероссийской информационно-библиотечной сети», проект Libweb, программы и проекты Института «Открытое общество» и др.) по проблемам информатизации библиотек России, наиболее важными, на наш взгляд, являются профессионально-деятельностные механизмы развития ресурсного потенциала библиотек, среди которых могут быть выделены: 1) компьютеризация библиотечных процессов; 2) электронизация информационных ресурсов библиотек; 3) интеграция информационных ресурсов и обеспечение эффективной навигации; 4) развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек, а также другим российским и зарубежным информационным ресурсам; 5) разработка и внедрение новых информационных технологий доставки документов на базе современных средств телекоммуникаций; 6) организация обучения, повышения квалификации кадров и развитие международного сотрудничества библиотек по основным проблемам внедрения и эксплуатации компьютерных библиотечно-информационных и других технологий; 7) совершенствование библиотечных стандартов, форматов, нормативных правовых актов, связанных с применением компьютерных технологий.
Этот спектр из семи профессионально-деятельностных механизмов задает основное ядро, обеспечивающее продвижение и развитие библиотечной отрасли. С точки зрения методологического подхода в данном случае весьма важен порядок выстраивания перечисленных механизмов. Их распределение по значимости задает основные и приоритетные направления деятельностного преобразования библиотечной системы.
        Рассматривая профессионально-деятельностные механизмы развития библиотечной системы, можно выделить, по крайней мере, две-три проблемы реализации этих механизмов. Эти проблемы предполагают формирование и проектирование через информатизацию библиотек новых форм профессиональной деятельности в библиотечной сфере, освоение новых информационных технологий, новых форм профессионального труда, новых способов мышления.
Рассматриваемые проблемы настолько сложны, что «выходят за рамки» аспектов определенной науки, например, философии, социологии, информатики или библиотековедения, поэтому разрешаемы только при условии их взаимосвязи и интеграции. На наш взгляд, сегодня нельзя допускать образования теоретического и методологического «вакуума» в объяснении происходящих процессов и осмыслении появившихся новых проблем информатизации в библиотечной сфере, которые непрерывно обогащаются практическим опытом, в том числе в проектной деятельности.
КАК ЗАЩИТИТЬ МЫШЦЫ ОТ РАЗРУШЕНИЯ. Источник: http://www.bodyxlife.ru/2234-kak-zaschitit-myishtsyi-ot-razrusheniya
Hosted by uCoz