Староверова К.О.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ 
БЛАГОПРИЯТНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КЛИМАТА 
В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ

        Развитая корпоративная культура предполагает наличие благоприятного внутриорганизационного климата. Профилактика конфликтов является непременной частью работы руководителя по его формированию и поддержанию.
        Деятельность по предупреждению конфликтов в библиотеке может вестись по следующим основным направлениям: создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций; оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования библиотеки (объективно-субъективные факторы); устранение социально-психологических причин конфликтов; блокирование личностных причин их возникновения. Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.
        Основные объективные условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов в библиотеке: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников; справедливое распределение благ в коллективе; строгое следование трудовому законодательству; разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций как внутри организации, так и в системе библиотечного обслуживания, т.е. между сотрудниками и посетителями библиотеки.
        К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят следующие организационно-управленческие факторы.
Структурно-организационные условия предупреждения конфликтов связаны с оптимизацией структуры библиотеки как организации и социальной группы. Максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами библиотеки, и уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками.
        Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между отделами библиотеки. Это способствует предупреждению конфликтов между сотрудниками, поскольку функциональные противоречия обычно порождают противоречия межличностные.
        Соответствие каждого работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, является личностно-функциональным условием предупреждения конфликтов.
        Ситуативно-управленческие условия связаны с принятием оптимальных управленческих решений и грамотной оценкой результатов деятельности подчиненных.
        Для прогнозирования возможного конфликта и его своевременного предотвращения руководитель должен владеть методиками выявления источников социальной напряженности. К ним относятся: факторный анализ, метод экспериментальной оценки, метод наблюдения, и др.
        В качестве примера предотвращения внутрибиблиотечного конфликта можно привести разрешение противоречия между отделом каталогизации и отделом обслуживания. Отдел обслуживания заинтересован в предоставлении клиентам любой требуемой литературы, в том числе и только что поступившей. Отдел каталогизации заинтересован в более качественном описании новых поступлений, а следовательно, в увеличении промежутка времени, отпускаемого на их обработку. Таким образом, замедляется процесс получения новой книги отделом обслуживания и посетителями библиотеки. Создается функциональное противоречие между деятельностью названных отделов. С целью блокировки перерастания данного противоречия в конфликт руководство библиотеки должно применить организационно-управленческие способы профилактики конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, ситуативно-управленческие.
        Применение рассмотренных в докладе методов успешной профилактики конфликтов поможет оптимизировать как организационную структуру, так и моральный климат внутри библиотеки.
Hosted by uCoz