Смолина Г.Н. 
МОНИТОРИНГ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ РОССИИ

         В результате проведения мониторинга финансирования библиотек были вычислены средние значения бюджетных поступлений в одну библиотеку Минкультуры в 12 экономических районах России за 5 лет (1995–1999). Рассматриваемый показатель бюджетного финансирования анализировался с четырёх позиций: его величина, динамика за 5 лет, разброс и сопоставление значений по экономическим районам со среднероссийской величиной.
        Величины бюджетных поступлений в среднем в одну библиотеку настолько малы, что вполне сопоставимы со средней заработной платой одного работника за год в целом по экономике. А именно на одну библиотеку Минкультуры России из бюджета было выделено в 1995 г. – 3,9, в 1996 г. – 3,3, в 1997 г. – 3,5, в 1998 г. – 2.9 и в 1999 г. – 3,3 среднегодовой зарплаты одного работника предприятий и организаций, исчисленной в рублях за соответствующий год. Вместе с тем денежные средства библиотек идут не только на оплату труда сотрудников библиотеки, но и на оплату коммунальных услуг, и на комплектование, и на развитие материально-технической базы библиотеки. И на всё это в «средней» библиотеке России выделяется сумма, близкая к среднегодовой оплате труда трёх работников в российской экономике, причём колебания по годам (уменьшение, потом увеличение и снова уменьшение и увеличение) незначительны: до половины годовой зарплаты одного работника.
        Проведённый мониторинг показал большой разброс в финансировании библиотек по экономическим районам: в Северо-Западном районе в 1999 г. бюджетное финансирование было в 5,3 раза больше, чем в Волго-Вятском районе. Разрыв между величинами финансирования «средней» библиотеки по экономическим районам таков, что в большинстве районов (7 из 12) бюджетное финансирование библиотек ниже среднероссийской величины, а в остальных 5 районах выше. Самые большие бюджетные поступления в расчёте на одну библиотеку в Северо-Западном, Дальневосточном и Северном экономических районах. Самый низкий уровень денежных средств имеют библиотеки в Волго-Вятском, Центрально-Чернозёмном и Северо-Кавказском районах. Более того, в Северо-Западном районе один субъект федерации (г. Санкт-Петербург) в 1999 г. имел для своей «средней» библиотеки в 4,5 раза больше средств, чем «средняя» библиотека самой денежной Камчатской области из Дальневосточного района. Полученные результаты сравнения экономических районов по уровню финансовой базы библиотек объясняются несколькими факторами: уровнем экономического развития, числом субъектов федерации, входящих в экономический район, наличием северных коэффициентов и надбавок.
        Вместе с тем, в одном экономическом районе есть очень разные по финансированию субъекты федерации. Например, в 1999 г. в Центральном районе в 38 раз больше получила из бюджета «средняя» библиотека г. Москвы, чем «средняя» библиотека в Брянской области, а в Северо-Западном районе в 40 раз больше финансировалась «средняя» библиотека г. Санкт-Петербурга по сравнению с Псковской областью. Деление на двенадцать экономических районов – это наследие Советского Союза. Отделение союзных республик привело к разной наполняемости районов по количеству субъектов федерации. Так, одна Калининградская область представляет целый экономический район, а в  Центральный район входит 13 субъектов федерации, сильно отличающихся по бюджетному финансированию библиотек. 
        Таким образом, в результате проведённого мониторинга пришли к выводу, что использование прежнего экономического районирования, доставшегося от СССР, вряд ли продуктивно для процессов управления. Экономические районы не позволяют выявить причинно-следственные связи в финансировании библиотек. Возможно, здесь больше подойдут новые управляемые структуры – 7 федеральных округов, которые в дальнейшем введём в мониторинг финансирования библиотек. 
Hosted by uCoz