Рушинский А.В.
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        В начале третьего тысячелетия, пожалуй, нет более актуальной проблемы, чем создание оптимальных условий для общественного использования информации. Совершенно очевидно, что в XXI в. информация, информационно-телекоммуникационные технологии будут определять все стороны развития общества. Не случайно в 2000 г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, а в России в том же году Президентом РФ утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации».
        Для России, идущей по пути становления правового государства и гражданского общества, рыночной экономики, четкое и всестороннее регулирование информационных отношений имеет особо важное значение.
В настоящее время действующие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере информации и информатизации, делятся на две группы. Это общие нормы права и блок специальных нормативных актов.
        Общие нормы права не направлены специально на регулирование отношений в области информации и информатизации. К ним можно отнести Конституцию РФ и Гражданский Кодекс РФ (ГК). Статья 29 Конституции предоставляет каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защита сведений о личной жизни граждан закреплена в статье 24.
        Информация выступает одновременно как информационный и творческий продукт, следовательно, является информационным ресурсом и объектом интеллектуальной собственности. В статье 44 Конституции провозглашается право на охрану интеллектуальной собственности, а статья 138 Гражданского Кодекса защищает это право. Следует также отметить, что статья 128 Кодекса относит информацию к объектам гражданских прав наряду с интеллектуальной собственностью и имуществом.
        Однако ГК не содержит материалов, отражающих особые свойства информации, хотя частично они присутствуют в нем, когда дело касается информации, составляющей служебную и коммерческую тайну. Так, в статье 139 сказано: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности».
Федеральный Закон от 22 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым специальным нормативным актом в сфере законодательства в области информации. В статье 2 закона определено понятие информации, но поскольку такого общего определения недостаточно для рассмотрения информации как объекта правового регулирования, введено понятие «документированная информация». Это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющим ее идентифицировать.
Этим законом определено, что информационные ресурсы, т.е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектом отношений граждан, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите, как всякое материальное имущество собственника (ст.4.1, ст. 6.1). Здесь очень важным является то, что право собственности на информацию наряду с государством получили юридические лица и граждане.
        В 4 главе закона регулируются отношения, возникающие при создании и применении информационных технологий. Данная глава предусматривает право на разработку и производство (ст.16), право собственности (ст. 17), а также право авторства и собственности (ст. 18) на информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
        Нормы закона определяют понятие информации с ограниченным доступом (отнесенная к государственной тайне или конфиденциальная). В связи с этим закон направлен на защиту информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Таким образом, Закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет следующие предметные области, в которых происходит регулирование общественных отношений в сфере информации: создание информации; формирование и использование информационных ресурсов; реализация права юридических и физических лиц на информацию; создание и применение информационных технологий и средств их обеспечения; вопросы информационной безопасности. В каждой из этих областей действуют общие нормы права, но для полного и четкого регулирования отношений в каждой области необходимы и другие правовые акты (специальные).
        Достаточно ли такой правовой основы для эффективного регулирования деятельности библиотек и аналогичных органов информации? Ответ на этот вопрос не может носить однозначного характера. Дело в том, что правовая ситуация в рассматриваемой области в некоторых отношениях носит противоречивый характер. Одно из этих противоречий заключается в том, что принцип всеобщей доступности информации коренным образом расходится с законодательством об авторском праве. Оно ограничивает свободное, беспрепятственное, ничем не ограниченное использование информации, которое является неотъемлемым правом каждого гражданина демократического общества. Как преодолеть противоречия подобного рода – проблема, которая должна стать предметом всестороннего исследования со стороны библиотечно-информационных работников, юристов, законодателей.
Hosted by uCoz