Пранулис Ю. В. 
МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

        Глобальная информатизация всех сторон жизни общества особенно ярко проявляется в библиотечно-информационном деле. Перед современным библиотечным работником открылись новые перспективы, появились новые сложные задачи, для решения которых нужны специальные знания. Изучение опыта коллег – важнейшее условие собственной успешной работы и формирования позитивного представления о библиотеки во внешнем пространстве. Установление деловых и профессиональных контактов, развитие культурных связей и укрепление международного библиотечного сотрудничества – одна из составляющих понятия «паблик рилейшнз» (ПР) – организации общественного мнения о библиотеке и ее работе. Мероприятия ПР – важное направление маркетинговой деятельности ЦБС «Кунцево». С целью налаживания международных библиотечных связей в 1995 г. в ЦБС был создан отдел региональных и международных связей. Главными задачами отдела стали: выявление культурных и информационных центров в Москве и за рубежом; участие в международных семинарах и конференциях. Традиционным стало участие сотрудников ЦБС «Кунцево» в крымских международных конференциях «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества». С 1996 г. ЦБС «Кунцево» является членом ИФЛА. Сотрудники ЦБС имели возможность принять участие в работе генеральных конференций ИФЛА, проводимых в Китае, Дании, Голландии, Таиланде. Знания и опыт, приобретенный в процессе подобных конференций, имеет огромное значение для развития и совершенствования всех аспектов библиотечной деятельности.
        Итогом совместной деятельности с Институтом им. Гете в Москве стала организация на базе Центральной библиотеки № 193 им. А. Ахматовой ЦБС «Кунцево» Центра международной книги. Основу фонда составляют 7 тыс. книг для детей и юношества на немецком языке – дар книгоиздателей Германии. В настоящее время в отделе собрана литература на восьми языках мира, справочные, учебные материалы в помощь изучающим иностранные языки. Книги предназначены для всех возрастных категорий читателей.
Отделом библиотечного маркетинга совместно с отделом региональных и международных связей был реализован ряд проектов и творческих программ по развитию новых форм международного сотрудничества. За последние 5 лет сотрудники ЦБС побывали с деловыми командировками в Германии, Франции, Финляндии, Венгрии. Инновационный опыт ЦБС «Кунцево» интересен и зарубежным коллегам. С 1997 г. ЦБС «Кунцево» на базе своих библиотек регулярно организовывает стажировки для коллег из зарубежных и российских библиотекарей. Только за последние 2 года библиотеки ЦБС «Кунцево» посетили 65 библиотечных работников из Франции, Германии, США, Узбекистана, Казахстана, Литвы, свыше тысячи человек из российских региональных библиотек. 
        Отдел библиотечного маркетинга стремится к поддержанию имиджа библиотеки как учреждения, характеризующегося профессионализмом и высокой эффективностью. Этим вызвана необходимость постоянных контактов не только с коллегами-библиотекарями, но и с представителями средств массовой информации, в форме брифингов и пресс-конференций. Примером организации подобных мероприятий может служить деятельность ЦБС «Кунцево», которая с 1997 г. разработала и внедряет программу «Книги для Германии», целью которой является организация отделов литературы на русском языке в городских библиотеках Кельна, Штутгарта и Берлина. В процессе реализации программы отдел библиотечного маркетинга ЦБС «Кунцево» проводил цикл пресс-конференций (как в России, так и в Германии), приглашая для участия в них российских книгоиздателей, журналистов, представляющих различные СМИ Германии, немецких коллег-библиотекарей. В процессе проведения пресс-конференций с помощью рекламных материалов отдела библиотечного маркетинга популяризировалась деятельность ЦБС «Кунцево». 
        В октябре 2000 г. ЦБС «Кунцево» явилась одним из организаторов международного семинара «Публичные библиотеки в информационном обществе: Россия–Франция». С французской стороны в семинаре принимали участие представители Министерства культуры Франции, Центра Жоржа Помпиду, Посольства Франции в Москве, Французский культурный центр. 
        Участие в подобном мероприятии предоставляет возможность не только устанавливать профессиональные контакты, но и рекламировать деятельность библиотек ЦБС на международном уровне. Благожелательные отклики и интерес со стороны библиотечных работников Москвы и Французского культурного центра вызвало предложение о проведении подобного семинара во Франции с участием русских библиотекарей.
Активно внедряя новейшие информационные технологии, библиотеки постепенно становятся неотъемлемой частью телекоммуникационных инфраструктур. Переведя информационные ресурсы в электронный вид и представляя сведения о них с помощью интернет-технологий, библиотеки получили новую возможность выхода в мировое информационное пространство. Сотрудники отдела библиотечного маркетинга приняли участие в разработке содержания Web-страницы ЦБС «Кунцево». Одной из функций отдела библиотечного маркетинга на сегодняшний день является редактирование и обновление материалов Web-страницы, размещение на ней информации, рекламирующей деятельность библиотек ЦБС, материалов международных семинаров, конференций, проводимых в ЦБС «Кунцево». Возможности Интернет позволили более эффективно осуществлять контакт с библиотекарями других стран, а также организациями, учреждениями, интересующимися вопросами библиотечной деятельности.
        В 2001 г. в ЦБС «Кунцево» планируется организация совместного русско-немецкого семинара в Городской библиотеке г. Берлина. В рамках подготовки семинара отдел библиотечного маркетинга приступил к подготовке информационных фотоматериалов для экспозиции: «Библиотеки России и Германии», разработал сценарий рекламного фильма о библиотеках ЦБС «Кунцево». В процессе создания фильма сотрудниками отдела был подобран музыкальный и видеоматериал, заключен договор с кабельным телевидением Западного округа г. Москвы о съемках и с актерами. В отделе также готовятся рекламные буклеты, афиши и другие материалы, необходимые для работы семинара. Успешное проведение данного мероприятия станет важным звеном взаимоотношений и дружественных связей между библиотеками Москвы и Берлина.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что применение ПР как наиболее эффективного инструментария маркетинга имеет чрезвычайно важное значение для развития региональной и международной деятельности ЦБС «Кунцево», создает и поддерживает доброжелательные отношения между библиотеками и обществом. 
Hosted by uCoz