Петреева С. В. 
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

        В настоящее время деятельность библиотек невозможно представить без рекламы, так как она самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа.
        Рекламная деятельность Национальной библиотеки осуществляется по следующим направлениям: почтовая реклама; реклама в средствах массовой информации; реклама на радио и телевидении; видеореклама; выставки; печатная реклама; наружная реклама; фирменный стиль библиотеки; международная реклама; компьютерная реклама. 
        Средства почтовой рекламы в Национальной библиотеке применяют в определенных ситуациях. Они представляют собой рассылку рекламных сообщений на адреса определенной группы потребителей или возможных деловых партнеров. Деловые письма рассылают в зависимости от целевого назначения в разные учреждения и организации: местные газеты, радио, ТВ, деятелям культуры и науки. Выполняя сугубо функциональные задачи, они, тем не менее, играют роль «скрытой» рекламы, поскольку содержат конкретные сведения о библиотеке. 
        Большое внимание уделяет библиотека сотрудничеству с местными печатными органами, радио, телевидением, что обеспечивает планомерную коммуникационную связь между библиотекой и потребителями информации. 
Реклама в прессе включает в себя рекламные объявления, статьи, репортажи, обзоры, несущие прямую, а иногда и косвенную рекламу. Для публикаций используются газеты и журналы, различные справочники.
        Радио- и телереклама является самой массовой по охвату потребителей. Библиотека готовит радиообъявления, радиоролики, различные радиожурналы и рекламные радиорепортажи в программах «Радиофакт», «Радиостолица», в которых освещаются прошедшие или намечающиеся мероприятия в библиотеке, презентации новых книг.
        Среди самых распространенных видов телерекламы можно назвать рекламные ролики, объявления, репортажи и телепередачи. Так, о деятельности Национальной библиотеки мы может узнать из программ белорусского телевидения «Панорама», «Доброе утро, Беларусь», «КнЁгазбор», «АбЁбок».
        Важным моментом деятельности Национальной библиотеки как крупного культурного центра является раскрытие богатства своих фондов с помощью тематических и посвященных знаменательным датам книжных выставок, выставок-просмотров. Используются выставки как в стенах библиотеки, так и выездные, а также совместно с другими библиотеками, организациями. 
        Большую рекламную работу проводит библиотека и в рамках проектов международного сотрудничества в партнерстве с посольствами, культурными центрами, библиотеками различных стран. Так, совместно организуются разнообразные книжные и фотовыставки, презентации.
        Новым для библиотеки средством рекламной деятельности является аудиовизуальная реклама. Видеофильмы обладают такими преимуществами, как более оперативное производство, возможность гаммы выразительных спецэффектов, удобство их демонстрации. К сожалению, из-за недостатка финансовых средств Национальная библиотека сняла только единственный видеофильм, посвященный 75- летию библиотеки.
        Печатная реклама (листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, справочники-путеводители, библиографические пособия) позволяет Национальной библиотеке изобретательно раскрыть информационные и другие возможности, подчеркнув свою уникальность. Так, библиотека выпустила свою закладку, в которой дает справочную информацию о фонде библиотеки, времени работы, месторасположении отделов, адресные реквизиты. Большое значение играют плакаты и афиши, рекламирующие книгу, библиотеку и ее услуги, формы деятельности, оказывающие помощь в освоении информационных знаний. Буклеты, проспекты – распространенные средства печатной рекламы, используемые библиотекой.
        Под наружной рекламой Национальной библиотеки понимается совокупность средств стабильного территориального размещения сведений о библиотеке, ее возможностях, призванных заинтересовать население. Не приходится сомневаться, что самое главное средство наружной рекламы – это внешний вид здания библиотеки. Сегодня Национальная библиотека размещается в нескольких корпусах по разным адресам. К разновидностям наружной рекламы относят вывеску о режиме работы Национальной библиотеки, оформление приемных руководящего состава библиотеки, указатели отделов, рекламно-информационные стенды. 
        В последнее время создается реклама библиотеки и через рекламу наиболее квалифицированных ее сотрудников. Многие награждены за большой вклад в развитие библиотечного дела Республики Беларусь. Одним из направлений рекламной деятельности Национальной библиотеки является сотрудничество библиотекарей в качестве консультантов, преподавателей за пределами библиотеки, а также их участие в семинарах, конференциях регионального, республиканского и международного значения. В материалах конференций, где представлены доклады работников, широко представлена работа Национальной библиотеки.
        Осуществляя сотрудничество с библиотеками и различными организациями США, ФРГ, Польши, России, Национальная библиотека, рекламируя себя на международном уровне, способствует расширению профессиональных связей и развитию прямых двухсторонних контактов с зарубежными коллегами.
        Компьютерная реклама библиотеки – принципиально новое средство распространения информации о себе. Библиотека создала свой сайт, из которого потребитель может узнать об истории возникновения библиотеки, содержании выставок, фондов и коллекций, электронных ресурсов, реквизиты и режим работы библиотеки. Читатель может воспользоваться сводным электронным каталогом. 
        На формирование образа библиотеки оказывает влияние и фирменный стиль. Главной константой, отличающей фирменный стиль, является логотип библиотеки – ее словесно изобразительный знак, символ. Таковым в Национальной библиотеке является изображение раскрытой книги, одной из сторон которой является парящая вверх птица. Этот логотип присутствует на всех документах, выпускаемых библиотекой. Вообще, фирменная атрибутика многообразна. Ведущее место в ней занимают официальные документы: бланки, читательские билеты, папки. Библиотека использует конверты, маркированные своим логотипом, почтовым адресом. Фирменный стиль предполагает обеспечение ее сотрудников нагрудными значками, визитками.
        Таким образом, Национальная библиотека с помощью рекламы повышает степень информированности реальных и потенциальных читателей о своих услугах, создает свой новый образ. Благодаря рекламе она транслирует свои возможности перед широкой аудиторией не только у себя в Отечестве, но и за его пределами, через систему Интернет. 
Hosted by uCoz