Ананьев В.П., Ананьев А.В.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ВЕБ-САЙТА 
БИБЛИОТЕКИ ВУЗА С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ
ПАБЛИК-РИЛЕЙШЕНЗ

        Развитие рыночной экономики в России влечет за собой увеличение категорий организаций, заинтересованных в  действенном формировании имиджа. Правильно сформированный имидж позволяет более эффективно вести любую, в том числе коммерческую деятельность. Во многом это справедливо и для деятельности библиотек. Конечно, библиотеки не относятся к субъектам рынка, для которых успех зависит исключительно от созданного ими имиджа, а скорее, в равной степени от имиджа и качества производимых услуг. Как отмечают специалисты в области Public Relations (PR), всегда необходимо обращаться к знаниям в области психологии человека. При равных условиях и затратах клиент выбирает того, кто ему «наиболее приятен». Формирование имиджа библиотеки вбирает в себя элементы многих задач, но полнее всего, на наш взгляд, отвечают целям имиджмейкинга библиотек следующие:
- создание простого и понятного имиджа библиотеки и предлагаемых ею услуг;
- постоянная работа по совершенствованию и поддержанию имиджа библиотеки;
- непохожесть имиджа данной библиотеки на другие. 
        Существуют схожесть и различие между традиционной рекламой и PR. Как правило, реклама услуги лишь часть общей кампании. Образно говоря, PR – это стратегия, а реклама – тактика успеха. Другой принцип, используемый в системе PR, как можно раньше начать «плотно» работать с общественностью, обгоняя в этом своих конкурентов. 
        Известные в PR методы формирования образа сегодня могут и должны базироваться на современных информационных технологиях. Представляется, что эффективным средством создания позитивного имиджа библиотеки может быть создание веб-сайтов, которые помимо решения чисто информационных задач способны нести функцию интерактивного взаимодействия библиотеки с ее клиентами. Авторами предпринята попытка изучения проблемы использования веб-сайтов для популяризации библиотеки. С этой целью проанализированы сайты ведущих библиотек, в частности, содержание веб-сайтов библиотек ГПНТБ РФ, РГБ, РНБ. Определены критерии оценки качества веб-сайтов, оценена возможность использования Интернет для библиотечной рекламы. В результате разработана рабочая методика создания веб-сайта библиотеки, включающая в себя такие пункты как: стратегическое планирование, тактическое планирование, дизайн, программирование, публикация и маркетинг, а также вопросы применения методологии PR для популяризации деятельности библиотек. 
        В качестве примера реализации методики был создан веб-сайт Научной библиотеки Казанской государственной академии культуры и искусств (НБ КГАКИ). Веб-сайт НБ КГАКИ содержит: данные об истории библиотеки, общие данные о библиотеке, о составе фондов, информацию о представленных каталогах, а также ссылки на сайты других библиотек. Веб-сайт размещен в 1999 г. на сервере ГПНТБ РФ и выполняется его поддержка. Он имеет URL: www.vlibrary.ru/parters. Реализация веб-сайта произведена в программных средах html и Java. Позже веб-сайт был размещен еще и на сервере Казанского государственного университета в проекте «Библиотеки города Казани». В настоящее время в НБ КГАКИ продолжаются работы по электронной каталогизации фондов, что позволит в дальнейшем дополнить веб-сайт НБ КГАКИ электронным каталогом, работающем в режиме он-лайн. 
        Проделанная работа по созданию веб-сайта НБ КГАКИ позволяет надеяться на то, что популяризация деятельности библиотеки будет более эффективной при применении новых информационных компьютерных технологий, в частности веб-сайтов Интернет. 
Узнай о PHP и MySQL для сайтов - разработка интернет сайтов.
Hosted by uCoz