Олянюк Н.В.
РЕАЛИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В БИБЛИОТЕКАХ

        Основными направлениями деятельности библиотек в сфере маркетинга являются исследование рынка, разработка и реализация на этой основе конкурентной стратегии. Можно считать, что применение библиотекой маркетинга характеризуется наличием в ее деятельности следующих черт: ориентация на потребности клиентов; применение комплекса инструментов маркетинговой политики; планомерная координация всех видов деятельности в сфере сбыта библиотечных услуг, которое рассматривается с позиции преобразования библиотечных рынков сбыта в рынки пользователей. 
        В этом контексте реализация маркетингового подхода в библиотечной сфере включает выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер наиболее выгодного предложения библиотечных продуктов и услуг и определение потребностей пользователей в этих услугах; установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов продуктов и услуг; предложение их таким образом, чтобы привлечь внимание пользователей к получению услуг при постоянном контроле со стороны библиотеки за качественным их выполнением и получением выгоды (материальной или иной) от их реализации. 
        В настоящее время библиотеки осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя различные виды услуг, имеющие свои особенности. В частности, оказание библиотечных услуг связано с использованием документов в различных формах и качествах; предоставление большинства библиотечных услуг характеризуется протяженностью во времени. 
        В сфере маркетинга для библиотек стали характерны следующие тенденции: все большее число библиотек приступает к комплексному исследованию рынка; приоритетной стала ориентация на реальные потребности пользователей, для чего осуществляется сегментация рынка; библиотеки не только активно изучают запросы читателей, но и воздействуют на них, разрабатывая и внедряя инновации; характерным становится решение задач в единой системе, в комплексе; маркетинг направляется на наиболее эффективное использование конкурентных преимуществ библиотеки; в организационную структуру библиотек вводится специальное маркетинговое подразделение, координирующее всю деятельность в этой сфере; к разработке новых идей все чаще привлекается не только коллектив маркетингового подразделения, но и все сотрудники; работа всех служб и подразделений библиотеки подчиняется задаче своевременного и качественного выполнения маркетинговых программ; разработка и внедрение новых, модернизация и модификация имеющихся библиотечных услуг становится главным содержанием маркетинговой политики; деятельность библиотеки основывается на единой концепции, пронизывающей все стадии разработки, производства и сбыта библиотечных продуктов и услуг; возрастает значение прогнозирования рынка, определения и упрочения конкурентной позиции библиотеки, а также роль коммуникационной политики, в частности, постоянного совершенствования взаимодействия библиотеки с пользователями. 
        Во всем мире библиотекам приходится обращать особое внимание на конкурентов, постигать законы конкурентной борьбы, учиться правильно на них реагировать. Тщательное изучение пользователей, постоянное расширение рынка, увеличение объемов предоставляемых услуг, последовательная разработка и внедрение новых продуктов и услуг в соответствии с возрастающими потребностями пользователей, систематическое изучение рынка, более активное, разностороннее и качественное обслуживание каждого читателя за счет тщательного изучения его индивидуальных запросов и потребностей, неуклонное расширение ассортимента предлагаемых услуг по каждому отдельному сегменту рынка, систематическое изучение и использование возрастающих возможностей современного маркетинга – вот далеко неполный перечень проблем, стоящих ныне перед библиотеками. 
        Особое значение имеет изучение мотивации пользователей. Здесь учитываются такие факторы, как выявление потребности в какой-либо конкретной услуге, наличие необходимой информации о ней и о библиотеке, способной ее предоставить, выбор из различных предлагаемых вариантов. Маркетинговые исследования призваны дать развернутую и обоснованную платформу для разработки программы маркетинга по продукту или услуге, обеспечивающую, с одной стороны, учет требований рынка, а с другой – являющейся основой для определения целей и стратегии функционирования, развития библиотеки, разработки ассортиментной и сбытовой политики. 
        Строго говоря, во всей цепочке комплексного маркетингового исследования, проводимого библиотекой, определяющую роль играет сбыт, являющийся завершающей стадией всего цикла, свидетельствующий о достоверности произведенного анализа и дающий точную картину эффективности исследования и последующего учета спроса и требований пользователей к создаваемым продуктам. Результаты маркетингового исследования лежат также в основе формирования текущего и будущего спроса на услуги библиотеки. Если первый шаг в процессе маркетинга – изучение пользователей, выявление их потребностей, то последний – реализация библиотечных продуктов и удовлетворение запросов читателей. Эти требования постоянно растут и расширяются. 
        Задачей библиотеки становится тщательное, последовательное изучение потребностей потенциальных и реальных пользователей, которые в последующем могут превратиться в возможность реализации ее специфических продуктов. В зависимости от спроса библиотека вырабатывает конкретную маркетинговую политику и придерживается ее в процессе своей деятельности. Все чаще главным направлением в стратегии развития библиотеки считают разработку новых услуг (или их модернизацию и модификацию), расценивая эту деятельность как важнейшее средство обеспечения стабильности своего функционирования, развития и конкурентоспособности. Очевидно, что библиотека может и должна предлагать набор услуг, который может быть реализован рентабельно, в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам обслуживаемых сегментов рынка. Следует предлагать всем не единый, стандартный набор услуг, а специальные их системы, рассчитанные на реальные потребности конкретных групп своих пользователей, разрабатывать и внедрять в практику новые и модифицированные услуги, ориентированные на каждый участок рынка. Можно считать, что если общей целью всех библиотек является расширение круга пользователей, сферы сбыта собственных услуг, завоевание новых позиций на рынках, то в сфере маркетинга на первый план выходит расширение ассортимента библиотечных услуг, создание целостных их комплексов, что позволит обеспечить максимальное удовлетворение потребностей пользователя как основу всей библиотечной политики.
Hosted by uCoz