Комиссарова Л.Д.
МЕТОД СТЕНДОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

         В современном библиотековедении стендовые презентации описаны как одна из форм библиотечной рекламы. Опыт работы ЦБС № 2 ЮВАО г. Москвы показывает, что их функции этим не ограничиваются, визуальное раскрытие того или иного направления работы, обоснование внутрисистемных и внешних связей ЦБС позволяет наглядно представить не только основные элементы деятельности, но, что особенно важно, причинно-следственную зависимость, логику их развития и до известной степени социальные эффекты. Опыт разработки стендов «Библиотека в системе координационных связей», «Годовой анализ деятельности библиотек округа» и ряда других показал, что, располагая определенным образом различные геометрические фигуры, «играя» объемами и цветом, шрифтами, мы получаем возможность представить достаточно сложное, реально существующее направление деятельности в информационноемкой, легко воспринимаемой любым посетителем методического отдела форме. Это становится особенно важным, если учесть, что отдел посещают, наряду с сотрудниками библиотек, студенты Московского музыкально-педагогического колледжа, Библиотечного техникума г. Москвы, Московского государственного университета культуры и искусств, для которых ЦБС является базой практики. Стенды для них играют роль обучающего материала.
        Преимущество стендов – в особенностях восприятия визуальной информации, с помощью которой в оптимальной, легко усвояемой форме, происходит знакомство человека с внешней средой. Мало того, что представить себе объем работы всех подразделений системы нелегко само по себе, тем более трудно «на слуху» провести их сопоставительный анализ, выявить особенности функционирования каждого из профилированных филиалов, дать им оценку по конечным результатам. Благодаря цвету, форме соответствующих фигур, их расположению в пространстве, кодирующих информацию подобно пиктограммам, стендовые презентации, анализируя сопоставимые показатели деятельности, позволяют эту оценку осуществить мгновенно, пусть даже и на первичном, формализованном уровне. Такой достаточно объективный подход к оценке работы – своей и коллег из других подразделений, служит предпосылкой для предотвращения конфликтных ситуаций, обид и недоразумений, возникающих во время отчетных компаний.
        Наконец, есть еще одна сторона стендовых презентаций, позволяющая говорить об их позитивной роли в развитии библиотечного дела. Для того чтобы составить тот или иной стенд, определить взаимозависимость элементов, нужна большая подготовительная работа, глубокий уровень профессиональной рефлексии. Выстраивая систему организационных связей и зависимостей ЦБС, составители стендов выявляют главные и второстепенные элементы, выстраивают их иерархию или, наоборот, обозначают равноправный, диалоговый характер их взаимодействия. За чисто техническими вопросами, как составить ту или иную конструкцию, стоят проблемы концептуального значения, четкое представление о существе тех или иных процессов, будь то связи с общественностью или организационно-управленческая структура библиотеки.
        Приобретает значение умелое использование пиктограмм, корректное включение, наряду с полными наименованиями, аббревиатур. Как правило, результатом работы становится создание не просто сложной таблицы или диаграммы, но и информации-метафоры, подразумевающей глубокие контексты библиотечной деятельности. Такого рода информация может быть использована также и как своеобразный отчет ЦБС перед органами местного самоуправления, попечительскими советами, населением. Для этого создается компьютерный вариант стенда, который выводится на печать при помощи цветного принтера. Он распространяется в виде листовок, буклетов, бюллетеней и пр.
Hosted by uCoz