Клюев В.К.
ПОТРЕБНОСТИ КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА

         В ряду наиболее значимых составляющих повседневной профессиональной деятельности современных библиотечных специалистов логично рассматривать изучение целевого рынка пользователей услуг и продукции библиотеки, анализ существующего спроса и прогнозирования перспективных потребностей. Ориентация на потребителей соответствующих форм и видов обслуживания предопределяет маркетинговую ориентацию библиотечной работы, прежде всего выявление и практическую реализацию взаимосвязи трех базовых категорий: нужда-потребность-спрос. Это позволит предметно моделировать и реально управлять/формировать потребительское поведение приоритетных групп пользователей библиотеки на основе профильной целевой маркетинговой программы.
        Среди существующих классификаций потребностей личности известны три классических аспекта: философский подход, экономическая теория и психологическая градация. Применительно к библиотечной деятельности важно учитывать как общую специфику, так и конкретные особенности отдельной библиотеки. В контексте библиотечного маркетинга правомерно использовать свою (адаптированную) систему дифференциации потребностей реальных и/или потенциальных пользователей библиотек. Акцентируем внимание на таких видах значимых для библиотечной деятельности потребностях личности, как социальные, психические, интеллектуальные и духовные.
К социальным потребностям в широком смысле относятся общественные потребности, связанные с повседневной жизнью и отношениями людей. В каждом конкретном случае они могут быть различными и часто проявляются в комплексе с другими потребностями.
Психические потребности обусловливаются внутренними факторами социального взаимодействия и направлены на поддержание душевного комфорта, снижение чувства неудовлетворенности индивида. Среди прочих к ним относятся так называемые рекреационные – потребности в отдыхе и развлекательные потребности.
        Интеллектуальные потребности, инициируемые тягой человека к познанию внешнего и внутреннего мира с помощью разума, наиболее значимая сфера приложения библиотечной деятельности. Их можно разделить на две разновидности: информационные и образовательные.
Потребности в информации разноаспектны: бытовая информация, профессиональная информация, социально-культурная информация и т.п. К определяющим информационные потребности факторам следует отнести: характер и направленность информационных ресурсов библиотеки, их доступность, средства информационного обеспечения.
Образовательные потребности обусловлены необходимостью приобретения определенных знаний, умений и навыков для профессиональной самодостаточности, а также совершенствования и всестороннего развития личности. Данная разновидность интеллектуальных потребностей наиболее успешно формируема и развивается, в частности, за счет природной любознательности, на что целесообразно делать акцент в предлагаемых библиотекой услугах. В этой связи обратим внимание на взаимосвязь и совместимость образовательных и информационных потребностей. К определяющим образовательные потребности факторам можно отнести: физическое и умственное развитие личности, уровень образования, профессию, материальные возможности, мотивацию к получению знаний и др. Уместно отметить тесную связь образовательных потребностей с социальными.
        Что касается духовных потребностей, то они определяются стремлением людей к познанию духовных сторон жизни и самосовершенствованию личности. В основе формирования такого вида (группы) потребностей – стремление личности повышать свои моральные, нравственные и этические свойства.
С учетом приведенной дифференциации потребностей маркетинговым службам библиотек целесообразно выделять реальные потребности своих пользователей. В процессе маркетинговых исследований наиболее эффективны социологические и аналитические  методы. С помощью маркетингового инструментария можно также определить вероятность и приблизительные параметры основных видов спроса в условиях библиотеки: повседневный, сезонный, особый. Это позволит библиотеке правильно диагностировать конъюнктуру, выработать обоснованную библиотечную политику, составить оптимальную номенклатуру обслуживания, а при необходимости – инициировать и удовлетворять желательный спрос.
        Для актуализации профессиональной подготовки высококвалифицированных библиотечно-информационных кадров считаем настоятельно необходимым выделить в вузовском курсе «Библиотечный маркетинг» специальный комплексный раздел «Поведение пользователей библиотеки» (по аналогии с разделом “Поведение потребителей” в курсе “Товарный маркетинг” для экономических вузов). Темы этого раздела не будут дублировать соответствующие темы курса «Библиотечное обслуживание», так как учебный материал получит иную акцентировку содержания. Именно здесь важно раскрыть современные профильные отечественные и зарубежные маркетинговые концепции, комплексно рассматривать возможные подходы и оптимальные методы управления поведением пользователей библиотек в контексте внешнего и внутреннего воздействия не только на них, но и собственно библиотечную деятельность.
Hosted by uCoz