Кашкарева О.В.
ДИЗАЙН В КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕКИ XXI ВЕКА

        Вынесенная для обсуждения проблема не относится к числу ни «модных», ни исчерпанных. Благодаря концепции Ю.Н. Столярова, в частности о роли материальной среды в развитии библиотеки, его публикациям об архитектуре библиотек и об их архитекторах, трудно обойти вопросы интерьера как средства создания стиля библиотеки. 
        Наша научная задача состоит в освещении избранной темы в психологическом ракурсе. Необходимо понять или уточнить, какие факторы и каким образом влияют на положительное впечатление от окружающей каждого читателя среды библиотеки, или, наоборот, что раздражает, диссонирует, нарушает необходимую коммуникацию, в частности организуемую средствами дизайна.
        Дизайн рассматривается как систематическое искусство, в данном случае художественно-прикладное (иногда инженерное) решение библиотеки как коммуникативной системы, одной из сверхзадач которой является привлечение людей.
        Проблема многоаспектна, поскольку библиотечный дизайн включает такие грани, как семантика и семиотика, архитектура зданий и интерьеров, цвет, свет, звук, запах, в формировании библиотечной предметно-пространственной сферы. Информационные и коммуникативные задачи, эмоциональные и рациональные решения дизайна составляют содержание рекомендаций.
        В системе библиотековедения мы опираемся на менеджмент и профессиологию. В частности, предполагается на основе специального изучения дополнить концепцию локализации библиотечных специалистов в классах деятельности по типу «человек-человек», и «человек-знаковая система» еще одной специальностью – дизайнера, для которого характерной является деятельность по типу «человек-художественный образ». Реально это осуществляется в случаях участия представителей библиотек в заказе, консультировании или разработке дизайнерских проектов.
        В исследовании анализируются публикации и консультации отечественных и зарубежных библиотековедов, архитекторов, дизайнеров (Ч. Кеттер, М. Дьюи, А. Боствик, Г. Друри, А. Грэзель, Г. Лей, Дж. Браун, С. Сирополко, А. Покровский, Л. Хавкина, Б. Зельцле, И. Жук, В. Сахаров, М. Гильман, Ф. Пащенко, Л. Трофимов, Л. Амлинский, Ю. Столяров, Н. Сенченко, В. Урбонас, А. Чачко и др.)
        Как свидетельствует предварительный анализ, общественное мнение постепенно созревает для положительного восприятия необходимости дизайнерской профессионализации библиотекарей. Такое движение обусловлено стремлением к созданию элементов привлекательного облика библиотеки, ее особого стиля, имиджа, в которых внешняя сторона значит немало.
        Дизайн не рассматривается нами как единственное средство популяризации библиотеки. Разрабатываются в научном плане также соответствующие аспекты рекламной деятельности, специфики «паблик рилейшнз» в библиотеке.
        Все они привлекают нас в связи с необходимостью замены сугубо пропагандистской, жесткой системы влияний методами «мягкого» воздействия, формирующими новые правила и модели поведения в открытой плюралистической библиотеке.
        Одним из практических результатов исследования будет спецкурс «Реклама и дизайн в коммуникативной системе современной библиотеки».
Hosted by uCoz