Кармовский В.В.
 ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

       В течение последнего десятилетия наряду с формированием структуры библиотечного менеджмента, определением его роли и места в системе библиотековедческих наук, объекта и предмета библиотечного менеджмента как научной дисциплины происходит становление принципиально инновационных типов управления, наиболее эффективных в конкретных условиях функционирования библиотеки, и количество альтернатив в их выборе увеличивается по мере развития библиотечного менеджмента. Уже сейчас уверенные позиции занял маркетинг как современная концепция управления библиотекой. Разработаны методологические основы стратегического менеджмента библиотечной деятельности.
        Упорядочить и систематизировать разнообразие представлений о менеджменте призвана типология управления. Ее особая актуальность как теоретической проблемы подчеркивается тем, что сейчас в связи с принципиальными изменениями в сфере управления библиотечной деятельностью важно формирование концептуальных представлений о происходящих переменах и перспективах будущего развития. Очевидно, мы имеем дело со сменой приоритетов, когда более значимым, вопреки традиции, становится создание именно теоретического фундамента, на котором уже и будет выстраиваться практика.
        Одновременно проявляется практическая сторона типологии, поскольку в процессе систематизации ярко демонстрируется разнообразие условий, в которых осуществляется управление библиотечной деятельностью. Кроме того, по определенным правилам типологического анализа происходит выбор варианта управления и далее – корректировка этого варианта в соответствии с дополнительными критериями конкретных обстоятельств.
        В данный момент ясно, что быстрая перестройка управленческой системы вряд ли возможна, однако новые управленческие задачи необходимо решать уже сегодня. Произвести постепенную перестройку системы управления и сформировать систему, наиболее полно отвечающую особенностям и условиям библиотечной среды позволит целенаправленная диверсификация библиотечного менеджмента, базирующаяся на его научно обоснованной типологии.
        Существует два варианта типологического анализа менеджмента. Первый отражает дуалистический подход к выделению типов управления по двум характеристикам, которые представляют собой две противоположности, но не исключают друг друга, а сочетаются в конкретных условиях управления библиотекой. К таким типам относятся: интра- и инфраменеджмент, формальное и неформальное управление, стратегический и тактический менеджмент, методология и организация управления, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление и т.д.
        На основе дуалистического подхода отчетливо выявляются различия между управлением библиотекой в его традиционном понимании и современной концепцией, называемой библиотечным менеджментом.
        Главными характеристиками традиционного рационалистического управления, которое в нашей стране на протяжении десятилетий строилось на командно-административной основе, являются: рационализм, регламентация и упорядоченность библиотечной деятельности, единство библиотечной системы, стандартность управленческих приемов, иерархическая система контроля, чрезмерная вертикальная централизация.
        Библиотечный же менеджмент, основанный на современной парадигме управления, характеризуется такими ключевыми факторами, как эффективное использование человеческого потенциала, направленное на развитие способностей людей к совместным действиям; неотделимость от организационной культуры, основанной на честности и доверии к людям; эволюционный характер развития систем и методов; дополнение (а не разрушение) сложившихся структур и постепенное их приспособление к новым условиям; предвидение изменений, гибкость и экстренность управленческих решений на основе предприимчивости, инициативы, творчества; приоритет стратегической направленности управления, позволяющей справляться с возрастающей сложностью проблем, реагировать на резкие изменения во внешней среде, выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе; формирование коммуникаций между людьми и определение индивидуального вклада каждого работающего в общий результат.
        На примере сопоставления менеджмента и традиционной системы выявляется продуктивность дуалистического анализа по отношению к фундаментальным типам управления.
        Необходимо подчеркнуть, что дуалистический подход к типологии, хотя и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки довольно ограничен, так как реальное управление значительно сложнее, включая множество различных оттенков во внешней и внутренней среде, в стратегии и тактике, в централизации и децентрализации. Или, скажем, формальное и неформальное управление – в практике существует только их сочетание.
        Следовательно, критерии типологического анализа должны максимально покрывать поле характеристик управления и современных практических проблем его осуществления. Отсюда требованиями к критериям типологического анализа выступают комплексность, системность, упорядоченность. От этого зависят и научная ценность типологии, и ее практическая значимость.
Основой многокритериальной типологии библиотечного менеджмента могут послужить: роль внешней среды в осуществлении управления; распределение полномочий; личностный фактор в управлении; приоритеты в организации управления.
        По первому критерию можно выделить следующие типы управления: планово-директивное, маркетинг, программно-целевое управление.
Планово-директивное управление, которое было основным типом в командно-административной системе, возводит план в ранг закона, документа, который следует беспрекословно выполнять, и все дальнейшее управление – это поиск возможного и невозможного для выполнения плановых заданий.
        Особое место в библиотечном деле принадлежит такому типу управления как маркетинг. Это управление, изначально ориентированное на внешнюю среду, в которой основная составляющая – рынок. Маркетинг как концепция эффективной деятельности на рынке в последние десятилетия прочно вошел и в практику бизнеса, и в сознание менеджеров, предпринимателей, широких слоев населения. Значительно меньше известен, распространен и сознательно применяется так называемый некоммерческий маркетинг. Это тип управления, который обнаруживает себя в самых различных характеристиках управления: структуре системы управления, механизме и процессах управления, в методологии и организации управления.
        Некоммерческий маркетинг способствует формированию ценностных ориентиров личности, максимально возможному при данных условиях удовлетворению таких первостепенных общественно значимых потребностей, как потребность в самосознании и самореализации личности, в реализации гражданских прав и свобод, в участии в управлении. Этим и определяется социальная ценность некоммерческого маркетинга и его роль в обществе.
        Современная типология удачно дополняется программно-целевым управлением. Оно заключается в определении и предвидении тенденций развития, учете возможного и вероятного будущего в принятии решений, осуществлении, там, где это возможно, целенаправленного влияния на процессы развития в соответствии с принятой стратегией.
        Продуктивно выделение различных типов управления по критерию определения позиции библиотеки в окружающей среде. В соответствии с этим критерием управление делится на оперативное и стратегическое. Характерно, что сам термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60–70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между этими двумя типами: оперативным (текущим) управлением на уровне функционирования и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
        В прошлом библиотеки могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности библиотечного обслуживания в текущей деятельности. Сейчас же ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции пользователей, возрастание проблемы ресурсного обеспечения, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
        Различные типы управления можно выделить и по критерию распределения полномочий. Именно полномочия делают систему иерархической. Разная концентрация полномочий на ступенях иерархии определяет большое разнообразие типов менеджмента. В обобщенном представлении это разнообразие можно свести к следующим четырем типам: централизованное управление, децентрализованное управление, гибкое управление, построенное на процессах делегирования полномочий; ситуационное управление, в котором полномочия на принятие решений распределены в зависимости от возможных ситуаций.
        Особенно важно выявление типологических характеристик централизованного и децентрализованного управления, поскольку централизация – та проблема, которая в нашей стране не теряла своей актуальности на любом этапе библиотечного строительства.
Чтобы создать типологию, недостаточно составить перечень типов библиотечного менеджмента. Необходимо выстроить их в таком порядке, чтобы в каждом из них ярко проявлялись приоритеты и ориентиры, цели и принципы, различные его организационные формы. Каждая классификация характеризует возможные типы управления, раскрывает их свойства, поэтому позволяет глубоко понять, как осуществляется управление, и от чего зависит успех работы библиотеки.
Hosted by uCoz