Авраева Ю.Б.
ОБРАЗЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: РАБОЧИЕ ВЕРСИИ

        Время перемен, в которое мы живем, внесло коррективы в определения понятий: «управление», «руководство», «организация». В научный оборот вошли новые термины: «менеджер», «имидж», «менеджмент», «маркетинг», ранее не употребляемые в отечественном библиотековедении и практике. В вузах преподают новые учебные дисциплины: «Психология управления», «Управление персоналом», «Кадровый менеджмент», «Управленческая этика» и др. В центре внимания библиотековедов находятся вопросы: «Какими должны быть руководители и специалисты библиотек?», «Какими качествами они должны обладать?». Личность руководителя библиотеки и личность подчиненного рассматриваются с позиций правовых, нравственных, этических отношений; а не только производственных. Идет интенсивный научный поиск оптимальной модели современного руководителя библиотеки, способного осуществить главную миссию библиотеки – быть востребованной всеми слоями общества, помочь в его процветании. Библиотеки, как никогда, нуждаются в талантливых организаторах, способных обновить и изменить их имидж, стать настоящими лидерами.
        Библиотечная теория управления пока не располагает научной концепцией, содержащей характеристику основных типов руководителей библиотек и их отличительные особенности. В связи с этим мы полагаем, что необходимо определить типы руководителей библиотек, опираясь на реальную практику и используя общепринятую типологию руководителей в зависимости от того, какими властными полномочиями они обладают, какие роли они выполняют; к какому стилю руководства предрасположены с учетом их менталитета, характера и управленческого амплуа, управленческого опыта. Мы попытались в ходе нашего исследования: «Пути совершенствования профессиональной компетентности управленческих кадров библиотек Восточной Сибири» разработать рабочую версию типов руководителей провинциальных библиотек. За основу взяли вышеуказанные общепринятые подходы и выделили два критерия: а) отношение руководителей к своим обязанностям, к своей роли (забота о себе, своих привилегиях); б) отношение руководителей к подчиненным (забота о коллективе). Благодаря этому мы построили своеобразную галерею образов руководителей, при этом использовали народные пословицы, поговорки. В галерею вошло 17 образов, сосредоточенных в трех версиях. Наиболее ярко, сочно выглядят образы руководителей, проявивших заботу о себе. Приведем некоторые из них.
        Версия №1:
1. Руководитель-«собственник» («свято место пусто не бывает, поэтому руководитель свое кресло охраняет»);
2. Руководитель-«стрекоза» («лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза»);
3. Руководитель-«перестройщик» («руководителю – кабинет, библиотекарю – рабочее место»);
4. Руководитель-«краснобай» («много говорит, мало делает»);
5. Руководитель-«мудрец» («хитрит, но меру знает»);
6. Руководитель-«тугодум» («не тормози, руководи»). 
        Получили не очень привлекательные образы. Но, как говорится, «слова из песни не выбросишь». В то же время наша версия – всего лишь версия, но она имеет право на существование, как один из возможных способов репродуцирования реальных личностей с их достоинствами и недостатками. 
        Версия №2:
1. Руководитель-«работяга» («и швец, и жнец»);
2. Руководитель-«защитник» («ум, честь и совесть коллектива»);
3. Руководитель-«друг, товарищ и брат» («куда руководитель, туда и подчиненные»);
4. Руководитель-«дипломат» («умеет начальству угодить и коллектив сохранить»);
5. Руководитель-«буфер» («были бы подчиненные, а руководитель всегда найдется»);
6. Руководитель-«рулевой» («взялся за руль, не говори, что ты нуль»);
7. Руководитель-«предприниматель» («с читателей по пени, библиотеке на крышу»);
        Наша рабочая версия не претендует на эталон, в ней каждый найдет себя, может быть, сравнит себя с другими и захочет измениться, стать лучше. Ведь в чистом виде нет «консерваторов», «демократов». Тем более что больше 80 % наших респондентов удовлетворены деятельностью своих руководителей. Дело не в том, сколько и каких личных качеств, способностей нужно иметь тому или иному руководителю библиотеки, а в том, как он ими распоряжается, какие нравственные и профессиональные установки и убеждения он исповедует, как он развивает себя и свой коллектив. В большинстве своем руководители профессионально управляют библиотеками. Сфера их интересов многомерная и разнополярная: от психологии личности до психологии коллектива, от технологии управления до сети Интернет и т.д. Их профессионализм не ограничивается знанием собственной отрасли, они все больше участвуют в проектной, законотворческой деятельности, становятся равноправными партнерами государственной и муниципальной системы управления.
Hosted by uCoz