Егорова Е.С.
|
К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ОБЩЕДОСТУПНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ |
Начавшиеся в 90-е гг. ХХ в. процессы демократизации и информатизации российского общества, его переход к рыночным отношениям, обусловили преобразование государственных массовых библиотек в общедоступные публичные библиотечно-информационные учреждения, обладающие значительной самостоятельностью при осуществлении как непосредственно профессиональной, так и инициативной хозяйственной деятельности. На рубеже столетий наметились тенденции перехода общедоступных публичных библиотек от стратегии выживания к активным действиям, направленным на интенсивное развитие в существующих социально-экономических условиях. Однако, формирование общедоступных публичных библиотек, нацеленных на удовлетворение актуальных информационных, образовательных, культурно-досуговых, социально-экономических и технологических потребностей современного общества сосуществует со стойкими негативными стереотипами и консерватизмом общественного сознания по отношению к библиотеке, в том числе и в самой библиотечно-информационной сфере. Это приводит к тому, что затрудняются адаптационные и инновационные процессы во внутренней (библиотечной) среде, а во внешней – ставится под сомнение востребованность общедоступной публичной библиотеки и целесообразность ее существования как дорогостоящего для территориального (муниципального, районного, городского и т.п.) бюджета и не приносящего материализованной выгоды учреждения. В этой связи настоятельно необходимо формирование положительного образа (имиджа) общедоступной публичной библиотеки и его внешняя (социум, реальные и потенциальные пользователи, представители территориальных администраций, ресурсные доноры и т.д. – гаранты существования и развития библиотеки) и внутренняя (работники библиотечно-информационной сферы, реальные и потенциальные сотрудники конкретной библиотеки) ретрансляция. Очевидно, что определению критериев «положительности» образа библиотеки предшествует четкое выявление сегмента общества, «адресные» данные конкретной аудитории, на которую направляется воздействие; затем выбирается методика и инструментарий. То есть предполагается системный, комплексный подход. Отдельные аспекты создания положительного образа (позитивного имиджа) общедоступной публичной библиотеки активно и продуктивно исследуются отечественными и зарубежными специалистами. Российские ученые-библиотековеды и практики, в частности Г.А. Алтухова, М.Я. Дворкина, В.К. Клюев, С.Г. Матлина, И.Б. Михнова, Р.З. Панова, И.М. Суслова, Е.М. Ястребова и др., разносторонне разрабатывают вопросы маркетинговой ориентации библиотечно-информационной деятельности, рекламы как одного из инструментов формирования «привлекательной библиотеки», библиотечной этики и психологии, эффективного менеджмента и руководства коллективом, двустороннего и взаимовыгодного взаимодействия с местной (территориальной, муниципальной) властью и т.п. В монографии профессора А.С. Чачко «Библиотековедение в человеческом измерении» (Киев-Москва, 2000 г.) предлагается концепция гуманистического образа публичной библиотеки и ставится проблема имиджа библиотеки как отражение ее миссии. Имиджелогия – наука об умении создавать (вызывать и поддерживать) положительное отношение (симпатию) к кому или чему-либо (человеку, предмету, виду деятельности и т.п.). Достаточно разработаны, в основном зарубежными авторами, вопросы создания «хорошего впечатления на долгой срок» – позитивного имиджа (Д. Карнеги, М. и Т. Росс, Н. Хилл, Дж. Честер и др.). В контексте имиджеологии положительный образ публичной библиотеки как социально-коммуникативная категория является связующим звеном между социумом и наиболее общедоступным демократичным культурно-информационным институтом. Поэтому целесообразным и своевременным представляется выявление концептуальных положений формирования позитивного образа именно общедоступной публичной библиотеки. Их сравнительное сопоставление с общеметодологическими основами создания позитивного имиджа позволит сформулировать и изложить в последовательной систематизированной форме основы профильно-ориентированной имиджеологии. Системный подход к формированию положительного образа общедоступной публичной библиотеки обеспечивает реализацию научно-обоснованного многоэлементного и полифункционального процесса, цель которого формулирование, доведение до общественного сознания и стойкое закрепление в мышлении социума образа библиотеки как объекта, функционирование которого идёт на пользу всему населению и взаимодействие с которым не только выгодно (в качестве читателя, потребителя дополнительных (платных) услуг, спонсора, партнера и т.п.), но и престижно. |