Голенок Л.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 
КАК ПРИЗНАК ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ЭЛИТЫ БИБЛИОТЕК

        Одна из актуальных задач библиотечного сообщества состоит в контроле за уровнем профессиональной компетентности своих коллег и распространении набора компетентностей на все большее количество групп библиотечных специалистов. Исследования и практика показывают, что сообщества, допустившие дефицит компетентных новых работников, теряют престиж и перспективу.
        Проблема профессиональной компетентности специалиста, выполняющего управленческие функции, успешно разрабатывается английскими учеными в сфере педагогики (Дж. Равен). Природа компетентности характеризуется как совокупность двух групп признаков: набора компетентностей и перечня ролевых функций. В арсенале компетентностей отмечаются инициативность, новаторские действия, предвидение препятствий, организация коалиций. Последний из данного перечня признаков особенно нуждается в успешном выполнении ролевых функций внутригрупповой работы: способностей координации усилий; сглаживания межличностных трений; ведения переговоров; предоставления результатов коалиционной работы официальным лицам.
        В целом профессиональная компетентность рассматривается как компетентное поведение специалиста-управленца.
Цель данной работы состоит в использовании двухэтапной процедуры для оценки компетентного поведения организаторов библиотечного обслуживания населения Самарского региона. На первом этапе выявлялись инновационные действия в модернизации информационно-библиотечного обслуживания населения и характеризовались способности в организации коалиций. На втором этапе структурировались участники инновационных действий с позиций теории элит. Отбор данных компетентностей из набора, выявленного учеными, аргументируется определением элиты как «сообщества, отличающего себя от социума, претендующего на лидерство в формах поведения, установках, результатах деятельности».
        В современной библиотечной среде первостепенным признаком ее лидеров является организация проектов по грантам патронирующих фондов, а также выполнение библиотечной элитой важных ролей «идеолога» и «нравственного образца» для вовлеченных в коалиции сообщественников. С этих позиций к организаторской элите библиотек относятся авторы и организаторы проекта «Электронные информационные ресурсы – вузам Самары», получившие грант для научно-технической библиотеки Самарского государственного аэрокосмического университета.
        Лидером проекта «Детская библиотека как медиацентр» является областная детская библиотека, проекта «Развитие творческих возможностей юношества» – областная юношеская библиотека. Выдвижение новых научных, технологических идей и воплощение их в жизнь обеспечивает центральной детской библиотеке г. Самары поддержку не только общественных фондов, но и муниципальных органов управления. Среди проектов: «Организация исторической библиотеки для детей и юношества», «Излечивает слово» (О борьбе с наркоманией).
Организаторская элита библиотек г. Самары достигла высокого должностного статуса (руководители библиотек и подразделений); обладает высоким показателем удовлетворенности своей работой (83 %); успешно использует фактор международного регионального сотрудничества.
        Лидирующие функции организаторской элиты библиотек направлены на слой библиотечных специалистов, не обладающих комплексом ее признаков, но способных воспринимать, обогащать и реализовывать ее идеи, то есть на тех, кого принято называть «будущей элитой». В данную группу входят участники и исполнители исследовательских проектов. Для будущей элиты библиотек ценной является гипотеза «накопления преимуществ» профессиональным коллективом, сформулированная английскими исследователями. Согласно этой гипотезе продуктивность компетентного поведения специалистов определяется уровнем интеллектуального взаимодействия и «обретением своей ниши на стратегической точке сети профессиональных коммуникаций».
        Для молодых библиотекарей, способных стать будущей организаторской элитой библиотек, такой стратегически выигрышной нишей являются региональные научные конференции, представляющие профессиональному сообществу результаты коалиционной работы.
Структурирование участников инновационных действий в библиотеках выполнено по материалам двух научных конференций 2000 года: областных межведомственных библиотечных чтений «Библиотеки Самарской губернии в контексте истории» и городской научно-практической конференции в рамках «Вторых Азаровских чтений» на тему «Развитие библиотек Самарского региона: традиции и нововведения».
        Удельный вес профессионально компетентной организаторской элиты библиотек составил 60–70 % докладчиков научных конференций, а слой, способный реализовать идеи своих лидеров, представлен в 30–40 % сообщений. Подобное соотношение недостаточно для формирования социального капитала библиотечным сообществом и требует увеличения компетентных групп библиотечных специалистов.
Hosted by uCoz