Буевич Г.А. 
ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

        Определение современного положения вузовской библиотеки в системе информационного пространства региона требует учета всех ее позитивных достижений и прогноза реакции данной библиотечной инфраструктуры на изменения, происходящие под воздействием внешних и внутренних факторов. Учет таких показателей развития библиотеки в социуме позволит спроектировать ее реальные возможности в формировании новой социокоммуникативной ситуации территории.
Являясь основным структурным подразделением вуза по информационному обеспечению учебного, научного и воспитательного процесса, библиотека определяет приоритеты своей деятельности в соответствии со стратегией развития высшего учебного заведения. Современная деятельность вузовской библиотеки оказалась под влиянием жесткого прессинга социокультурных явлений, таких, как структурно-содержательная реформа высшей школы, внедрение новых образовательных государственных стандартов, реорганизация сектора вузовской науки и т.д. В настоящее время перед ними встал круг проблем, не имеющих однозначного решения.
        Прежде всего, это недостаточное выделение ассигнований библиотекам в рамках общей сметы учебного заведения, что привело к резкому сокращению комплектования их фондов. Вместе с тем у них появилась возможность многоканального финансирования и получения дополнительных денежных средств как из внебюджетных фондов вуза, так и от собственной предпринимательской деятельности.
        В настоящее время потребность в информации, востребованной для выполнения учебных заданий и научных проектов, в большинстве случаев удовлетворяется с помощью печатных источников. Однако у вузовских библиотек появились мощные конкуренты, в том числе компьютерные информационные системы, вызывающие все больший интерес у студенческой аудитории. Учитывая, что процесс информационного обеспечения удовлетворения информационных потребностей контингента вузовского читателя возможен при соотношении таких элементов, как информационные технологии и системы коммуникаций, библиотекам высших учебных заведений необходимо развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий. Создание коммуникативной системы позволит получить интерактивный доступ к удаленным информационным ресурсам и интегрироваться с другими системами в единое информационное пространство.
        Современное положение вузовских библиотек характеризуется существенными изменениями во взаимоотношениях «библиотека-пользователь». Возросла требовательность читателей к таким показателям, как номенклатура услуг, уровень профессионализма библиотекаря, комфортность обслуживания, оперативность и полнота выполнения запросов. В условиях конкуренции – явления, абсолютного непривычного для библиотек и порожденного их современным социально-экономическим положением, формируется новое направление – рекламная деятельность. Неоднозначность его восприятия библиотечными специалистами, отсутствие у библиотек финансовых ресурсов, навыков в создании рекламных продуктов затрудняет реализацию данного аспекта библиотечной деятельности. В то же время в библиотечной практике нашли применение проекты, связанные с формированием позитивного имиджа библиотеки, изучением спроса на библиотечную продукцию и услуги, информированием о своих предложениях (услугах) населения через различные каналы.
        Учитывая создавшуюся ситуацию, библиотеки вузов осознают необходимость инновационного решения проблемы создания и использования библиотечных ресурсов. В свою очередь, это обуславливает актуализацию разработки основных принципов и условий формирования единого регионального информационного пространства. Реализация данной программы нуждается в исследовании традиционных направлений и механизмов межвузовского взаимодействия и их трансформирования в современной ситуации как основы для прогнозирования и моделирования закономерностей и принципов корпоративного сотрудничества в рамках библиотечного пространства территории.
        Рассмотрение системы межбиблиотечного сотрудничества в рамках библиотек высших учебных заведений определено рядом детерминирующих факторов, в числе которых: сложившийся определенный опыт сотрудничества, жизнеспособность системы вузовских библиотек, наличие ресурсного потенциала, способствующего развитию инновационных форм взаимодействия, востребованность библиотек данного типа.
        Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что ставят вопрос о необходимости воссоздания традиционного поля межбиблиотечного сотрудничества. Динамические преобразования современного социума обусловили значительные изменения в деятельности вузовских библиотек, что нашло отражение и в формировании межвузовских связей. Общий кризис системы управления сказался и на деятельности методического объединения библиотек высших учебных заведений, ослабив тем самым их сотрудничество. На координационное взаимодействие библиотек вузов оказали влияние произошедшие изменения в экономических отношениях, что предопределило возникновение ряда проблем, связанных с появлением разных видов собственности.
        Для успешного развития межвузовского партнерства библиотек важно найти объединяющие факторы, представляющие взаимный интерес. Несомненно, таким моментом могла стать реализация направления, доминирующее значение в котором приобретают специализация комплектования библиотечных фондов и их взаимоиспользование, координация в организации и ведении корпоративных баз данных (полнотекстовых, фактографических, адресных), развитие системы МБА, единой системы повышения квалификации.
        Однако произошедшие изменения в режиме эксплуатации библиотечного сервиса (формирование фонда, создание библиотечных продуктов и услуг на внебюджетные средства) затруднило устранение проблемы.
Определение новой политики взаимодействия на основе партнерских отношений связано с решением ряда задач, таких, как: создание правовой и экономической базы, определяющей взаимоотношения библиотек; разработка организационно-методической документации, регулирующей механизм взаимодействия; кооперация интеллектуального потенциала библиотек в разработке новых форм сотрудничества и т.д.
        Первым шагом к регламентации межбиблиотечного взаимодействия можно рассматривать паспортизацию библиотек, как вариант уточнения те    рриториальных библиотечных ресурсов.
Введение паспорта как формы библиотечной документации, позволит в рамках отдельной библиотеки создать целостное представление о ней и ее деятельности; проанализировать развитие библиотеки и представить динамику ее цифровых показателей, качественных характеристик, что является предпосылкой к разработке различных библиотечных программ; обеспечить плановый, систематический контроль за выполнением основных показателей деятельности библиотеки и возможность оперативного получения информации; дать оценку эффективности использования ресурсов библиотеки (трудовых, финансовых, материальных).
        Особую ценность паспортизация приобретает с развитием информационных технологий, обеспечивающих возможность представления библиотеки не только в учебном заведении, но и региональном пространстве. 
        Использование механизма паспортизации внутри методического объединения позволит методическому центру сэкономить время и уменьшить трудозатраты на обработку статистических данных о деятельности высших учебных заведений, повысить качество и культуру работы. Кроме того, накопленный массив сведений поможет исключить субъективность толкования развития отдельной библиотеки и достоверно оценить ее деятельность, стимулировать профессиональную коммуникацию. Помимо этого, она дает возможность проведения сравнительного анализа деятельности собственного методического объединения и других региональных систем.
        Следовательно, разработку и внедрение паспорта вузовской библиотеки следует рассматривать не как очередную отчетную форму, а оценивать его как новую грань для уточнения ресурсных возможностей и саморекламы библиотеки. Анализ накопленных сведений позволит оценить долю библиотек высших учебных заведений в формировании и составе информационных ресурсов территории, а также их роль в формировании читательской ситуации в крае. Кроме того, полученные на этой основе результаты могут послужить источником разрабатываемых стратегических программ развития вузовских библиотек и их интегрирования в единое информационное пространство региона.
Hosted by uCoz