Гончарова В.В.
БИБЛИОТЕКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИНИМАЮЩИЕ УЧАСТИЕ 
В ФОРМИРОВАНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ 
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЛИНГВИСТИКИ

      Библиотеки организаций, принимающие участие в формировании и распространении информационных ресурсов лингвистики, следует разделить на три группы. К первой относятся организации, генерирующие информацию по лингвистике: 1) Российская национальная библиотека, система библиотек Академии наук, библиотека иностранной литературы им. Рудомино М.И.; 2) Высшие учебные заведения, имеющие факультеты по лингвистике и их библиотеки, например: филологические факультеты Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербургского российского государственного педагогического университета; 3) научные учреждения Российской академии наук:             Институт лингвистических исследований, Институт истории, языка и литературы, Институт востоковедения, Институт славяноведения и балканистики. Одновременно они сами генерируют новые информационные ресурсы и дают возможность получить информацию об отечественных и зарубежных информационных ресурсах лингвистики. 
        Деятельность этих учреждений общеизвестна, описана в специальной литературе, отражена в справочниках. Проблемы формирования научных знаний, генерируемых академической наукой и аккумулируемых в публикациях, обеспечения их сохранности и оперативного доступа к ним решаются данными библиотеками. Библиотеки не только формируют свои фонды и представляют ученым необходимую им литературу по лингвистике, но и осуществляют избирательное распространение выпускаемых всевозможных информационных указателей. На данный момент актуальна проблема создания автоматизированной системы, объединяющей библиотечные ресурсы всех академических библиотек. Важнейшая задача библиотек на современном этапе – обеспечение наиболее полного и эффективного использования их фондов. Важное значение в этих условиях приобретает совершенствование использования традиционных каталогов и картотек.
        Ко второй группе относятся библиотеки новых высших учебных заведений, появившиеся после 1990 г. в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге открылось большое количество вузов, в которых есть филологические факультеты: Международный гуманитарный институт, Современный гуманитарный университет, Институт иностранных языков, Лингвистический университет им. А.Н. Добролюбова, Европейский университет, Невский институт языка и культуры, Университет педагогического мастерства. Деятельность библиотек этих учебных заведений традиционна. Комплектование их фондов происходит сообразно учебному процессу и доступ  к ним ограничен.
        В третью группу входят библиотеки национальных обществ, национальных культурных центров, творческих союзов и ассоциаций. Например, Французский институт, Британский Совет, Институт Гете, Австрийский центр, Американский центр и др. Они ориентированы на формирование комфортной языковой среды, упрочение языковых и иных контактов между странами. Подобные центры имеют компактные библиотеки для учащихся и для преподавателей, которые оснащены новейшей техникой, подробными электронными каталогами по всем видам комплектуемых изданий. Их можно считать новым явлением в нашей стране. Они заняли образовательную нишу среднего звена, между вузами и специализированными языковыми школами. Библиотеки оснащены большим количеством зарубежных энциклопедических и справочных изданий, учебных пособий, обучающих программ на компакт-дисках, предназначенных для широкого круга читателей. 
        Все эти три группы выполняют функции координаторов научного и образовательного процессов, обеспечивающих взаимодействие отечественных ученых разных уровней с представителями мирового научного сообщества и способствующими взаимообмену достижениями в области лингвистики, обучения и образования.
Hosted by uCoz