Гамс Э.С.
СКАНДИНАВСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ 
БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ МЕТОДОМ ПОЧТОВО-ПОСЫЛОЧНОЙ 
КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕГО ВОЗМОЖНОЕ 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ

         Одна из особенностей книгораспространения последнего времени в скандинавских странах заключается в сохраняющейся тенденции сокращения доли сбыта через традиционную книготорговую сеть и в активизации других каналов распространения. В последние годы доля сбыта книжной продукции через книжные магазины сократилась до 50 % в Финляндии, до 45 % в Швеции. При этом в Финляндии 16 % всех изданий реализуется по почте, 13 % – через читательские клубы и 22 % продаётся непосредственно издательствами. В Швеции реализация через читательские клубы превысила реализацию через магазины. 
        Однако механизм почтово-посылочной торговли используется в скандинавских странах по-разному. В Норвегии, например, по этому каналу распространяется 15 % книг. В Дании он сведён до минимума (по понятной причине обилия магазинов), но крупные издательства имеют для этого специальные службы. В Финляндии, где посылочная  торговля широкого распространения также не получила, её средствами распространяются в незначительных объёмах в основном издания специальной тематики. По свидетельству лондонской фирмы Sterling Marketing, Швеция занимает третье место в мире по объёму реализации книг по почтовым заказам на душу населения, уступая лишь Германии и Швейцарии. 
        При этом следует отметить, что крупными клиентами почтово-посылочной торговли являются библиотеки, главным образом, публичные и научные. Библиотечная политика в этих странах имеет весьма большое влияние на распространение книги, при этом она поддерживается существенными финансовыми средствами со стороны государства. В Финляндии библиотеки закупают треть новых книг, при этом они не оказывают какого-либо отрицательного влияния на коммерческую торговлю. Покупки осуществляются через книжные магазины  и через фирмы почтово-посылочной торговли с предоставлением специальной скидки. В Норвегии, содействуя реализации книг, государство освободило их от подоходного налога и продолжает сохранять твёрдые розничные цены. Библиотеки закупают по 1 тыс. экз. каждой новой норвежской художественной и детской книги, поэтому в целом в их лице наиболее активными покупателями книг норвежских издательств являются государство и общины. В Дании государственные дотации библиотекам на основе Библиотечного закона 1920 г. за период его действия возросли в несколько десятков раз. Денежные затраты  библиотек на книги в расчете на душу населения в шесть раз больше чем в Великобритании, в 21 раз больше чем в США и даже в четыре раза – чем в Финляндии. Министерство культуры Дании расходует до 40 % своего бюджета на библиотеки. В Швеции на содержание библиотек тратится в пересчёте на душу населения в 10 раз больше, чем в США. Пользование всеми библиотеками в скандинавских странах бесплатное.
        В настоящее время  получила широкое распространение форма заказов книг, видеокассет, CD-ROM и других сопутствующих товаров через сеть Интернет. Подключившись к сети, библиотека получает доступ к каталогам, размещенным на Web-страницах редакций и фирм почтово-посылочной торговли. Выбрав товар, сотрудник библиотеки отправляет заказ с помощью компьютера и после оплаты получает его по почте с доставкой в отдел комплектования. 
        Почтово-посылочная торговля в данном случае определяется как операция, путём которой издатель продаёт книгу непосредственно библиотеке по почте, минуя книготорговое предприятие. Эта форма торговли, как правило, включает продажу энциклопедических изданий, а также книг, издающихся специально по почтовым заказам, например, специальную и учебную литературу. По имеющимся данным, на подобные прямые продажи приходится свыше 40 % общего объёма реализации специальных изданий, из них 10 % приходится на долю библиотек. 
        За пределами Москвы и Санкт-Петербурга книготорговля фактически свелась к работе нескольких оптовых центров – торговых компаний из Самары, Новосибирска, Краснодара и ещё двух-трёх городов. По мнению специалистов, развитие книготорговли в регионах, а значит, и комплектование библиотек, тормозится не столько невысоким платёжеспособным спросом, сколько отсутствием развитой розничной системы продаж. И этим пользуются как фирмы, работающие по схеме «Книга-почтой», так и издательства, вынужденные искать альтернативные каналы сбыта. Примером могут служить издательства «ЭКСМО», «АСТ», «ИНФРА-М», «Олма-Пресс», «Ниола-Пресс», «Терра», «АиФ», «Рипол Классик», а также фирмы почтово-посылочной торговли «Бета Сервис», Центральный коллектор научных библиотек, агентства «Роспечать», «Союзпечать», «Книга-Сервис», которые ежеквартально издают каталоги тиражом от нескольких сотен тысяч до трех млн. экз. Следует отметить, что почтово-посылочная торговля не всегда может конкурировать с розничной по ценам, так как почтовые расходы прибавляют к стоимости книги те же 40 %, что и в магазине, однако в большинстве случаев библиотекам предоставляются специальные скидки как крупным клиентам от 2 до 6 %.
        Несколько слов о самых популярных книжно-сетевых магазинах. Набрав в строке браузера адрес www.books.ru сотрудник библиотеки попадёт на сайт «Все книги России», являющийся одним из старейших интернет-магазинов в стране. Здесь представлен очень широкий спектр литературы технического содержания для программистов, веб-дизайнеров и т.д. Существует возможность оптовой покупки, организована работа с библиотеками. Кроме того, обширен раздел ссылок как на веб-ресурсы, так и на книжные магазины, издательства, библиотеки. По адресу www.kvest.com находится «Книжная лавка» «У Сытина». Здесь можно подобрать литературу, ознакомиться с новыми поступлениями, воспользоваться довольно мощной поисковой машиной, подписаться на рассылку новостей сайта, а для библиотеки как крупного клиента существует отдельный прайс-лист, скачав который, можно ознакомиться с льготными ценами. Есть возможность заказать книгу из другого региона и даже из-за рубежа. Сайт магазина «оЗон» www.ozon.ru помимо литературы широчайшей тематики (от авиации и космонавтики до эротики) предлагает также музыкальные CD и видеофильмы.
        Большинство указанных выше издательств и распространителей также имеют свои веб-сайты. При этом следует добавить, что цены при покупке он-лайн мало чем отличаются от магазинных, а репертуар несоизмеримо богаче.
Hosted by uCoz