Володькова О.П.
|
|
Одной из актуальнейших проблем современного библиотековедения является противоречие между владением документными фондами и обеспечением доступа к информации. Развитие электронных информационных систем значительно расширяет возможности поиска и оперативного получения полнотекстовой информации из различных библиотек и информационных центров, что позволяет библиотекам отказаться от полноты собирания собственных документных фондов. Широкое распространение получило мнение, что будущее библиотек заключается не столько во владении фондами, сколько в обеспечении доступа к информации. Однако следует помнить, ни одно высшее учебное заведение не может выполнять своих основных функций: формирования интеллектуального и кадрового потенциала общества, развития различных предметных областей гуманитарных, естественнонаучных и технических наук, не имея полноценной библиотеки, которая традиционно находится в центре организации учебно-научного процесса вуза. В условиях глобального процесса информатизации общества происходит трансформация образования, в том числе и высшего, связанная с изменением требований к подготовке специалистов высшей квалификации. Современное образование требует от вузовской системы качественно новых специалистов, обладающих не только чисто профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и способностью ориентироваться во всё возрастающем потоке информации, а также умением работать в коллективе и быть готовым к решению конфликтных ситуаций, просчитывать их возможные последствия и нести за них ответственность. Общеизвестно, что высшая школа призвана готовить специалистов с опережением потребностей практики, но при этом выпускники вузов должны быть подготовлены к постоянному процессу обновления и пополнения своих знаний. Усиленная дифференциация наук, связанная с углубленной разработкой научных проблем в узких областях на основе огромного научного потенциала, накопленного человечеством в каждой такой области, влияет на потребность общества в подготовке узкопрофильных специалистов. В связи с принятой отраслевой кадровой подготовкой специалистов вузовские библиотеки формируют профильные (отраслевые) документные фонды, которые обеспечивают литературой учебный процесс и научные исследования вуза. Поэтому одним из важнейших принципов формирования документных фондов вузовских библиотек является профилирование – специализация фонда, т.е. сознательное ограничение тематики и других параметров (типологии, экземплярности, языкового состава, хронологической глубины, назначения и др.) всего фонда и его составных частей. Стремясь к универсальности, библиотеки вузов должны в то же время обеспечивать профильность формирования, основанную на текущем изучении запросов своих пользователей: профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и сотрудников вуза. Профилирование формирования фонда вузовской библиотеки заключается в соблюдении закона соответствия состава и структуры фонда задачам данного типа библиотеки и потребностям пользователей, а также дает возможность индивидуализировать фонд каждой библиотеки. Таким образом, профиль и структура учебного заведения и вузовской библиотеки влияют на состав, структуру и функции документного фонда библиотеки. Соблюдение принципа профилирования при постоянном комплектовании обеспечивает преемственность формирования фонда вузовской библиотеки. Поскольку библиотека является структурным подразделением учебного заведения, она должна соблюдать соответствие состава фонда номенклатуре специальностей и специализаций, по которым осуществляется профессиональная подготовка в вузе, т.е. формировать библиотечный фонд путем приобретения документов в соответствии с профессионально-образовательными программами, учебными планами, программами курсов и тематикой научных исследований. При формировании фонда вузовской библиотеки следует учитывать т. наз. «закон рассеяния информации С. Бредфорда», согласно которому одна треть концептуальной и фактографической информации по определенной отрасли содержится в профильных документах. Они составляют ядро фонда библиотеки. Остальные две трети информации рассеяны в огромном числе разнопрофильных документов. Таким образом, библиотека вуза должна наиболее полно подбирать документы по основной отрасли науки и техники, для которой высшее учебное заведение готовит специалистов, формировать ядро фонда. По смежным отраслям знания вузовская библиотека комплектуется выборочно, отбор производится по связи содержания документа с основным профилем фонда библиотеки. Разумное соотношение частей фонда (ядра и сферы) каждой библиотекой устанавливается самостоятельно и зависит от функций библиотеки и потребностей её пользователей. Так, например, фонд художественной литературы в гуманитарных высших учебных заведениях являются ядром библиотечного фонда, что влияет на его состав и структуру, эта же литература не столь многочисленная по своему составу является сферой в структуре библиотечных фондов технических вузов. Обеспечение необходимой полноты документов в пределах профиля (при том, что вузовские библиотеки не получают обязательный экземпляр), своевременность приобретения и достаточная экземплярность изданий для учебного процесса, своевременность исключения из фонда устаревших документов, постоянный текущий анализ документоиспользования и обеспеченности – основные факторы гарантированного доступа пользователей к документным фондам вузовских библиотек и эффективного использования их информационных ресурсов. |