Антимонова В.С.
|
БИБЛИОТЕКИ РЕГИОНА |
Национальное возрождение России стимулирует краеведческую активность различных социальных институтов, особое место среди которых занимают областные универсальные научные библиотеки (ОУНБ). Исходной базой их деятельности с литературой о крае и местными изданиями является единый краеведческий фонд, комплектуемый по принципу исчерпывающей полноты за счет поступления бесплатного местного обязательного экземпляра (ОЭ) изданий. Самарская ОУНБ, получая местный ОЭ с 1939 г., сформировала крупнейшую в регионе коллекцию краеведческих и местных изданий, насчитывающую более 44 тыс. ед. хран. Однако в послед-нее десятилетие ОЭ поступает в библиотеку не полно, не регулярно, не своевременно. Одна из причин наблюдаемой тенденции – отсутствие соответствующего регионального нормативного правового акта. Разработанный в начале 1996 г. проект Закона «О предоставлении бесплатного ОЭ документов в Самарскую ОУНБ и в Центральные городские (районные) муниципальные библиотеки» после Заключений Управления правового обеспечения и Управления культуры Администрации области около пяти лет находится в Губернской Думе в стадии рассмотрения. В условиях законодательного вакуума и полного равнодушия к проблемам библиотек, которое демонстрировало Управление культуры, пробелы в ОЭ за эти годы составили от 40 до 80 % от выявленных местных изданий, несмотря на разъяснительную кампанию о порядке исполнения Федерального Закона «Об ОЭ документов» (1994), проведенную сотрудниками отдела комплектования ОУНБ совместно с преподавателями и студентами Самарской академии культуры и искусств, обращение за помощью к губернатору области. Для улучшения комплектования единого краеведческого фонда ОУНБ необходимо: 1) создать законодательно-правовую базу библиотечной инфраструктуры, включая принятие регионального Закона «Об ОЭ документов», зафиксировав в нем, что фонд Центральной библиотеки региона – особо ценный объект на его территории, неполноценное комплектование которого приравнивается к порче памятника культуры и истории и может повлечь за собой самые жесткие санкции; 2) до принятия нормативного акта о местном ОЭ издать соответствующее распоряжение губернатора со ссылкой на Федеральный Закон, возложив функции контроля на ОУНБ (с приданием ей в дальнейшем статуса региональной книжной палаты), обязав органы внутренних дел и налоговые инспекции области оказывать библиотеке содействие в установлении местонахождения и привлечении к ответственности издателей, уклоняющихся от его исполнения (вплоть до лишения лицензии на издательскую деятельность и уголовной ответственности). Целесообразность применения подобных санкций к производителям документов, систематически уклоняющимся от доставки ОЭ, подтверждается негативным опытом Ульяновской области, распоряжение губернатора которой «Об ОЭ изданий» (от 23.02.95 № 166-р) неукоснительно исполнялось лишь в течение короткого срока. Тенденция к снижению полноты доставки ОЭ в ОУНБ-Дворец книги, наметившаяся в 1996 г., сохранилась до сих пор, доходя в некоторых издающих структурах до нулевой отметки. Результаты опроса их руководителей показали, что нарушения порядка представления ОЭ изданий закономерно: согласно административному акту губернатора, они должны повлечь за собой негативные последствия (предупреждение или наложение штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией тиража продукции или без таковой), но никто из нарушителей не привлекался к ответственности, поскольку функции контролирующего органа, возложенные на Управление печати и информации Администрации области, четко в нем не прописаны. Думается, что мнение ульяновских издателей полезно учесть законотворцам Самарской и других областей России, еще не разработавших документ, регулирующий взаимоотношения местных издателей с центральной библиотекой региона. 2001 год, юбилейный для Самарской области (ей исполняется 150 лет), позволяет надеяться на положительное решение актуальных проблем регионального библиотечного дела. |