Мешалкина Ю.В.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МАРКЕТИНГОВОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Вхождение нашей страны в рыночную экономику поставило перед работниками библиотек и информационных центров задачу совершенствования информационного обслуживания предпринимателей, управленческого персонала предприятий: менеджеров и маркетологов, сотрудников банков, правоведов, нотариусов, адвокатов. Кроме привычных видов литературы (учебные и методические пособия, монографии, справочные издания) этим категориям пользователей необходимы специфические типы информации:
а) юридическая информация (нормативные акты и комментарии к ним);
б) биржевая и финансовая информация (котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынки товаров и капиталов, инвестиции, цены);
в) экономическая и статистическая информация (статистические данные, динамические ряды, отчеты, прогнозы, оценки);
г) коммерческая информация (адресно-реквизитные данные об отраслях, предприятиях и их ответственных сотрудниках, направлениях деятельности, ассортименте продукции, ценах);
д) информация по коммерческим предложениям и некоторые другие виды.
        Дифференцированное информационное обслуживание предпринимателей осуществляется в зависимости от степени профессиональной подготовки, уровня автоматизации и платежеспособности, в которое входит предоставление нормативной информации, дайджест-информации (по наиболее массовым запросам), выполнение индивидуальных запросов, обслуживание периодическими обзорами информации, регулярные сводки о курсах валют, положении на рынке ценных бумаг, сведения о финансовом состоянии ведущих банков России, обслуживание индивидуального терминала, входящего в локальную телекоммуникационную сеть информационно-аналитического центра и др.
        Приоритетное значение в процессе информационного обслуживания должно уделяться деятельности менеджеров и маркетологов. Информационно-библиографическое обслуживание ведется с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Проблема совершенствования информационно-библиографического обслуживания этих категорий пользователей требует изучения возможностей информационного-библиографического обеспечения на современном этапе и развития новых структур типа бизнес-библиотек или центров деловой информации.
        Среди источников информационно-библиографического обеспечения предпринимателей и управленческого персонала фирм можно выделить текущие и ретроспективные библиографические пособия, реферативные журналы, энциклопедии, словари, справочники, библиографические, фактографические и полнотекстовые базы данных и др.
Роль поставщиков оперативной информации играют текущие пособия «Проблемы рыночной экономики» (ГПНТБ), «Рыночная экономика» (РНБ), пособие ИНИОН РАН «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам», реферативный журнал ИНИОН РАН «Отечественная и зарубежная литература», серия «Экономика» и др. Они содержат информацию, посвященную проблемам современной экономической мысли, глобальным проблемам развития, кредитно-денежной политике, методам внутрифирменного управления, экономическим аспектам научно-технического прогресса, бизнесу, менеджменту, маркетингу, финансам, банковскому и биржевому делу и другим вопросам экономической тематики.
        Значительный интерес представляет издание «Новая деловая книга», выходящая в издательстве Инфра-М с 1995 г. с периодичностью 2 раза в месяц. Оно содержит информацию о новых изданиях по бизнесу, экономике, праву и другим областям, которые вышли в российских и зарубежных издательствах. Журнал включает прайс-лист на книжную продукцию наиболее крупных российских издательств деловой литературы. Система «Абонемент» дает возможность заказать и получить книги.
Заслуживает внимания указатель «Книги по экономике и бизнесу» (Финансы и статистика, 1996), подготовленный на основе компьютерной базы данных фирмы «Сол Систем».
        Большое значение имеют фактографические базы данных о производителях товаров и услуг, содержащие адреса, факсы, виды выпускаемой продукции различных отечественных и зарубежных фирм. Примером может послужить справочное многотомное издание «Бизнес-карта» (свыше 100 томов), содержащее ежегодно обновляющиеся сведения о предприятиях, организациях, акционерных обществах, справочные массивы информации «Независимые производители товаров и услуг России», «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», «Регистр-РАV-Пресс», «Регистр А-2», НТК «АСУ-Импульс» интерактивные карты стран и регионов.
        На стадии разработки новой продукции полезной окажется библиографическая продукция ВНИИП Роспатент, ВНИИПИ.
ВНТИЦ, регистрирующий научно-исследовательские работы, включенные в планы работ научно-исследовательских учреждений, издает бюллетень, информирующий о названиях зарегистрированных тем и исполнителях с указанием даты и номера регистрации. Издание «Сборник рефератов НИР и ОКР» содержит сведения о выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах или их этапах (стадиях), о защищенных в РФ докторских и кандидатских диссертациях.
        Полноценное обслуживание новой рыночной экономики может быть достигнуто только при комплексном использовании имеющихся информационных ресурсов.
Hosted by uCoz