Лукьянова О.Н.
МЕСТО ЭНЦИКЛОПЕДИЙ И СЛОВАРЕЙ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО 
ПРОСТРАНСТВА ПО ИСКУССТВУ

        Информационное пространство в области искусства образует довольно сложную иерархическую систему. В нее входят вторичные документы, выполненные в традиционной и нетрадиционной формах. Основу составляют библиографические и аналитические материалы НИО «Информкультура» (РГБ). Кроме того, на общероссийском уровне с 1982 г. функционирует АИС «Союзкультура» (НИО «Информкультура»), на базе которой выпускаются текущие указатели по общим проблемам культуры, по отдельным видам искусства и музейному делу. Большой вклад в развитие библиографии по искусству вносит и Российская библиотека по искусству. Так, помимо серьезных информационных трудов по истории театра, в рамках библиотеки функционируют автоматизированные тематические базы данных. Например, «Репертуар русской драмы» – одна из первых тематических баз данных в РГБИ, где отражаются драматические произведения на русском языке, опубликованные на территории России в XVIII–нач. XX вв. и объединяется информация о монографиях и пьесах, опубликованных в сборниках, периодических и продолжающихся изданиях.
        В «Современной драматургии», функционирующей в электронном режиме, отражаются драматические произведения, опубликованные начиная с 1991 г. Ведутся также такие базы данных, как «Либретто», «Содержание журнала «Аполлон». Имеется в РГБИ фактографическая база данных.
        Информацию о компакт-дисках по искусству можно почерпнуть в таких профессиональных журналах, как «Компьюарт», «Компьюлог», «Компьютерра», «Мир ПК» и пр.
        В то же время ретроспективный поиск по искусству ведется многоступенчато с использованием многообразных форм библиографической продукции. До сих пор не существует оптимальной вторичной информации по искусству для специалистов, объединяющей сведения по отраслям в ретроспективном плане в рамках одного издания. 
        Подобная ситуация характерна не только для нашей страны, но и для информационных служб многих стран мира. Тогда на помощь библиографам приходят научные справочно-энциклопедические издания универсального и отраслевого характера. В России большинство энциклопедической продукции по искусству носит популярный характер. Поэтому различные службы информации используют зарубежные источники, многие из которых переведены на русский язык.
        Особого внимания заслуживает такой международный проект, как энциклопедия «Британника». Первое издание «Британники» было завершено в 1771 г. На тот момент это было единственное завершенное энциклопедическое издание в мире. В настоящий момент головной офис энциклопедии расположен в Чикаго, но в ее создании принимают участие специалисты из различных стран. «Британника» переиздается ежегодно, что позволяет постоянно обновлять и дополнять представленный материал. Сегодня читателям предлагается новая концепция энциклопедии, состоящая из трех основных частей: «Пропедии», «Микропедии» и «Макропедии» (фундаментальные статьи с большим количеством библиографических сведений). В ведущих библиотеках мира представлено 32 тома «Британники», дополненных 2 томами указателя.
        В конце 90-х гг. вышла электронная версия на CD-ROM. Так, на одном диске имеется полный текст последнего 32-томного издания; 1 млн. гипертекстовых ссылок; 4,2 тыс. иллюстраций. Главной особенностью электронной версии можно считать уникальную информационно-поисковую систему, позволяющую задавать вопрос в привычной бытовой форме.
        Дополнением к «Британнике» по художественной культуре является энциклопедия идей «Великие книги западной цивилизации», в которую включены полные тексты знаменитых книг, более всего повлиявших на развитие человечества за последние 3000 лет: художественные произведения, философские и богословские труды, сочинения историков – все они представлены на страницах 60 томов. 
Дополнением к энциклопедии «Британника» в отраслевом плане является «Энциклопедия изобразительных искусств», в которой представлена информация по истории различных видов искусства с момента зарождения до наших дней. Дано 2239 иллюстраций (это сокровища не только всемирно известных музеев и галерей, но и частных собраний). Энциклопедия содержит биографии художников, материалы о различных направлениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Это десятитомное издание показывает эволюцию мирового искусства, содержит иллюстрированный словарь биографий художников (представлено 2340 имен), включает подробный справочник «Музеи и галереи мира» и авторско-предметный указатель. Эта энциклопедия – один из самых полных художественно-библиографических словарей в мире.
        Существенно дополняют информационную картину по искусству словари, энциклопедии, альбомы всемирно известных издательств «Magnus», «Франко Мария Риччи». Гордостью издательства «Magnus», несомненно, является серия «Лучшие музеи мира», в которой представлены полные сведения о таких величайших музеях мира, как Эрмитаж, Лувр, Орсэ, Уффици и Питти, Ватикан. В каждом томе собрано более 800 иллюстраций, подчеркивающих своеобразие каждого музея.
        Итальянское издательство «Франко Мария Риччи» славится выпуском роскошных обзорных изданий по искусству, являющихся гордостью национальных библиотек ведущих стран мира. Достаточно обозначить такое энциклопедическое издание, как «Летопись искусств», чтобы понять широту охвата тем и его информационные возможности. В «Летописи…» представлена научная информация по пространственным искусствам в широком временном диапазоне (от палеолита до современных тенденций в искусстве и системном дизайне).
Специалистам-искусствоведам и сотрудникам информационных служб хорошо известны такие тематические серии «Франко Мария Риччи», как «Декоративная керамика», «Магдалина в изобразительном искусстве», «Прекрасная Генуя». Серия «Следы человека» заслуживает особого внимания, так как открывает любителям искусства двери в мир малоизвестных шедевров художников, скульпторов и дизайнеров разных эпох.
Подобные справочные и энциклопедические издания являются неотъемлемым спутником работников информационно-библиографических служб, поскольку кумулируют знания в области мирового искусства, позволяют восстановить малоизвестные и забытые сюжеты художественной культуры.
        Использование всех существующих форм и каналов библиографической информации позволит максимально полно удовлетворять информационные потребности специалистов-искусствоведов, создаст благоприятные условия для формирования оптимальной модели системы вторичной документальной информации.
        Потребность в формировании новых методов организации информационного пространства может быть реализована на базе комплексного использования новейших компьютерных технологий, традиционных библиографических пособий и различных типов искусствоведческих изданий (в первую очередь справочных материалов, каталогов выставок и путеводителей по музеям, в которых сконцентрирована информация ретроспективного характера разнообразная по степени свертываемости).
Hosted by uCoz