Коровицына С. И. 
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ

        Профессиональные библиографы, работающие с громадными литературными массивами, знают, как сложно порой найти книгу, затерянную в «гималаях» накопленных изданий. Тем более трудно читателям, не знающим сути проблемы, только приступающим к изучению предмета, или учителям и библиотекарям, от которых требуется умение точно ответить на запрос читателя.
Поиск необходимой книги по каталогам библиотек, в том числе по сети Интернет, требует много времени и часто не дает нужных результатов. Поэтому стоит задуматься над опытом, накопленным в рекомендательной библиографии, в частности, над вопросом о том, какими дополнительными поисковыми средствами обеспечить электронные каталоги.
        Несколько лет назад в Отделе рекомендательной библиографии РГБ возник замысел создать автоматизированный банк данных «Общеобразовательная литература», в работе над которым использовать накопленный опыт создания системы рекомендательных библиографических пособий, всесторонне раскрывающей содержание книжных богатств; опыт качественной оценки литературы, приемов характеристики различных типов изданий; опыт анализа и обобщения знаний, накопленных во всех областях человеческой деятельности; опыт создания библиографических пособий различных жанров, ориентированных на многообразные запросы читателей.
Главное было решить, какое количество информации должен содержать этот банк, какие источники информации будут использованы, какой может быть структура информационного массива. 
        Предполагалось, что прежде всего банк будет использоваться самими специалистами по рекомендательной библиографии для создания на его основе локальных баз данных, подготовки оригинал-макетов рекомендательных библиографических пособий и последующего их издания как в электронной, так и в книжной форме. Автоматизация процессов ввода и хранения информации, поиска и систематизации, редактирования и аннотирования текстов значительно освобождала время для работы, которую не способна выполнить машина: оценка качества литературы, создание аналитических форм библиографической информации популярного характера, дифференцированный подход к подаче информации и др. 
        Принципы отбора литературы для банка данных соответствовали широким целям самообразовательного чтения, а также задаче: довести до читателей информацию о литературе, содержащей объективно ценную научную информацию, новые научные данные, художественные достоинства произведения, актуальные статьи из периодических журналов, если тема еще не нашла отражения в книжном издании.
Методы рекомендательной библиографии позволяют сделать открытой хранящуюся в банке информацию, что значительно облегчает работу библиографов и помогает другим пользователям самостоятельно выбирать необходимую книгу из множества предложенных на интересующую его тему.
Объективные условия, дискуссии вокруг методики рекомендательного библиографирования, политическая ситуация в стране, недостаточное внимание со стороны автоматизаторов к этой проблеме, отсутствие необходимой техники – все это в конце концов затруднило работу над проектом. 
        Но очевидно, особенно с распространением сети Интернет, что вопрос о качественной характеристике информации и ее поисковых признаках в информационных сетях становится актуальным. Поэтому необходимо думать о создании параллельных электронному каталогу системах информации, о библиопсихологических проблемах, которые не решаются сетью Интернет и т.п. Идея автоматизированного банка данных «Общеобразовательная литература» в этом отношении весьма перспективна.
Hosted by uCoz