Тушевская И.А.
РЕЙТИНГ В КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ КАК ФОРМА 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
(на примере периодической библиографической печати)

       В последние годы страницы библиографических периодических изданий активно насыщаются разноплановыми материалами, отражающими множественные попытки специалистов создать объективные параметры выявления лучших книгоиздательских проектов на основе проявленного общественного мнения.
        Рекомендательная библиография как практическое направление деятельности специалистов перешла за истекшее десятилетие от директивных указаний по формированию круга чтения к формам латентной рекомендации лучших книг, к воспитанию читательской активности, основанной на личностном выборе и на признании важности психологической защищенности читателя от давления, навязчивости, непрофессиональной «помощи» при определении читательских приоритетов. 
Особую значимость приобретает система аргументации и лингвистические способы ее оформления, психологические особенности восприятия предъявляемых аргументов в библиографической информации.
        Мы видим в этом результат интеграционных процессов в современной библиографической науке и практической деятельности: достижения педагогики, психологии, маркетинговых исследований, PR-технологий, рекламных стратегий создают рельефные и сложные комбинации средств и методов представления традиционно важной для общества библиографической информации.
Стремление учитывать общественное мнение, проецировать его на специалистов (как читателей профессиональной периодики) с целью изменять ситуацию на книжном рынке в лучшую сторону можно считать положительной тенденцией современной библиографии. 
Естественным продолжением этой работы явилось оформленное в самостоятельное направление журналистской библиографической работы желание библиографов влиять на формирование общественного мнения, дать объективные параметры, «коридоры мнений», так называемые библиографические матрицы для сброса личностных читательских интерпретаций в определении категорий «лучшего», «качественного», «идеального», «предпочтительного».
        Общественная ценность названного направления библиографической деятельности несомненна: включение в систему книгоиздательского рейтинга профессионалов-библиографов представляется гарантом информационной безопасности читателей, оно устраняет коммерциализацию и «ангажированность» библиографических услуг, лишает практическую библиографию налета «комплиментарности», столь долгие годы мешавшего развитию аналитико-рецензионных библиографических форм, защищает читателей от образцов недобросовестной книготорговой библиографии, активно развивающейся в последнее десятилетие.
Существующая практика отражения общественного мнения в сфере читательских пристрастий на страницах профессиональной библиографической печати указывает на привлечение внимания специалистов к осмыслению бытования новой формы библиографической информации, на поиск путей ее представления широкой читательской аудитории. 
В настоящее время идет развернутая экспериментальная работа по определению наиболее оптимальных временных (ежегодных, ежеквартальных, еженедельных и пр.), содержательных («Хит-парад изданий», «Хит-парад издательств», «Бестселлер года», «Лидер продаж» и пр.) параметров рейтинговой системы в книгоиздательской сфере. Определяется и адресный фактор рейтинговой системы (оптовая, мелкооптовая, розничная торговля, книгообмен, комплектование библиотек и пр.).
        Примечательно, что к данной работе привлекаются лучшие специалисты книгоиздательской сферы, литературоведения, библиотечного дела и библиографии. Создаются экспертные комиссии, работающие как по принципу «мозгового штурма», так и на постоянной основе. Возрождается традиционная для русской библиографии форма критической библиографии, основанная на индивидуальной экспертной библиографической оценке. 
        В рамках библиографического обоснования рейтинговой системы книгоиздательской сферы обозначаются перспективы расширения зоны влияния библиотечно-библиографических работников. Составление территориальных рейтинговых таблиц, хит-парадов новых поступлений, определение лидеров библиотечных выдач… – формы использования заявленной системы книжного рейтинга только оформляются и ждут участия практических библиографов в этом процессе. 
Включение библиографов в создание рейтинговой системы книгоиздательской продукции устраняет негативную тенденцию «отстраненности» государственной библиографии от книжного рынка, повышает действенность библиографической информации, делает ее механизмом регуляции качественных характеристик предлагаемых читателям издательских проектов.
Hosted by uCoz