Тараненко Л.Г.
РЕСУРСЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБЛАСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

        Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА) до недавнего времени имел четкую завершенную структуру, которая содержала следующие элементы: система каталогов и картотек, справочно-библиографических фонд и архив выполненных справок. Эта структура закреплялась регламентирующими документами: ГОСТ 7.26-80 «Библиотечное дело. Основные термины и определения», ГОСТ 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Термины и определения». Система каталогов и картотек в областных универсальных научных библиотеках (ОУНБ), в централизованной библиотечной системе регламентировались «Положением о системе каталогов и картотек ЦБС». Существовала теория выполнения основных запросов. Библиотеки претендовали на выполнения четырех видов справок: адресная, тематическая, уточняющая, фактографическая. Были выработаны алгоритмы выполнения этих справок.
        Изменения, произошедшие в последние годы в практике библиотек, изменили состав СБА. Библиотеки отказываются сегодня от многих звеньев СБА. Так, при анализе отчетов ЦБС Кемеровской области за 1999 г. обнаружено: алфавитный и систематический каталоги существуют во всех филиалах ЦБС; систематическую картотеку поддерживают в рабочем состоянии филиалы 15 ЦБС из 35. Большая часть проанализированных библиотек области не ведет фактографические картотеки. При анализе литературы было установлено, что многие крупные библиотеки России отказались от ведения систематической картотеки статей (СКС), традиционных каталогов. 
Активное внедрение новых информационных технологий в практику библиографической деятельности изменило подход к СБА. Важным компонентом СБА становятся электронные ресурсы. Библиотеки занимаются созданием собственных и приобретением внешних баз данных (БД). Активно используют возможности CD-ROM-технологий, онлайнового доступа, электронной доставки и т.д. Большое значение в библиографическом обслуживании приобретает правовая информация. В состав СБА включаются электронные ресурсы правового характера, например, «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант» и др.
        В этих условиях возникает ряд проблем. В новых регламентирующих документах отсутствует четкая структура СБА. Так в ГОСТе 7.0-99 «СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» СБА определяется как справочно-поисковый аппарат, включающий библиографические пособия. В «ГОСТе 7.73-96 Поиск и распространение информации. Термины и определения» справочно-поисковый аппарат (СПА) определяется как совокупность информационно-поисковых массивов, содержащих данные об адресах хранения в информационно-поисковой системе документов с определенными поисковыми образами документа. При анализе ГОСТов не удалось выявить основные элементы СБА. В данной ситуации библиотеки вынуждены самостоятельно регулировать наполнение СБА, чтобы быть готовыми выполнять в полной мере запросы пользователей
Возникают проблемы обслуживания. Отсутствуют методики выполнения запросов при сочетании традиционных и электронных источников. К тому же применение новых информационных технологий требует качественно нового специалиста, владеющего не только библиографическими знаниями, но персональным компьютером, а также иностранным языком. Решение данных проблем на сегодняшний день остается в большей степени открытым. 
Hosted by uCoz