Семенюк С.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
БИБЛИОГРАФА

        Процесс профессиональной адаптации привлекает к себе внимание многих исследователей. Адаптацию в широком смысле трактуют как: процесс приспособления индивидных и личностных качеств человека к жизни и деятельности в изменившихся условиях существования; процесс активного взаимодействия личности и среды; процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущей, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды; процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и деятельности. 
        Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда», есть основание рассматривать профессиональную адаптацию библиографа как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание включает в себя все приведенные выше определения и вместе с тем не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе «профессионал – среда».
        В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации. 
Остановимся на социально-психологическом аспекте профессиональной адаптации библиографа, т.е. адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды. 
Адаптированность, т.е. динамическое равновесие в системе «человек – профессиональная среда», проявляется, прежде всего, в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность библиографа, характеризующуюся высоким качеством работы с потребителем, полнотой и высокой релевантностью выдаваемой информации на поступающие запросы, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала.
        В результате небольшого исследования, проведенного с ограниченным количеством молодых специалистов библиотекарей, хотелось бы отметить, что адаптация к коллективу достигается быстрее, чем к должностным, профессиональным обязанностям. Адаптация молодого библиографа к библиотеке проходит путь утверждения себя как личности в коллективе до восприятия себя, прежде всего как профессионала, когда все отношения и все общение с окружающими переходят из области общечеловеческой в область профессиональную. 
Анализируя специальную литературу по вопросам психологических особенностей профессионалов разного рода деятельности, невольно приходим к выводу, что наиболее характерной для специалистов является адаптация преимущественно в одной сфере деятельности (либо в познании, либо в общении). На наш взгляд, желательно, чтобы процесс адаптации библиографа проходил параллельно как в познании практических навыков работы, так и в установлении контактов в коллективе, развитии коммуникативных навыков общения.
        Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовности к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т.д. Необходимо еще в вузе ориентировать студентов на возможные сложности адаптационного периода на рабочем месте, заранее давая установку на адекватное отношение к профессиональной деятельности.
Самые первые шаги новичка на профессиональном пути сопровождаются высокой неопределенностью, дефицитом информации и соответствующим напряжением. Поэтому психологическое обеспечение профессиональной адаптации на этом отрезке времени предполагает определение объема, качества и формы предоставления информации о библиотеке (информационном центре), участке работы, о коллективе, его структуре, традициях, социальных ожиданий по отношению к новичку и т.д. Как правило, такая информация поступает к адаптируемому в той или иной форме, в достаточном или избыточном количестве, но без всякого научного обоснования. Эта проблема требует дальнейшей разработки, не только с теоретических позиций, но и, прежде всего, со стороны психологических служб библиотек (информационных центров).
Hosted by uCoz