Селантьева В.В.
|
|
Современное библиографоведение решило далеко не все вопросы, касающиеся отношений потребителя и традиционного бумажно-книжного документа. Это вовсе не значит, что не следует идти дальше. Скорее, наоборот, у библиографоведения есть уникальная возможность реализовать накопленный научный потенциал в изучении нового явления – глобальных компьютерных сетей, кумулирующих огромные массивы информации. Между информацией и ее потребителями в этих системах существуют довольно сложные отношения. Поиск информации – наиболее часто проводимая операция, осложняемая некоторой хаотичностью внутренней архитектуры таких систем. Облегчение поиска информации в этих сетях должно стать задачей современных библиографов. Естественно, новая информационная среда, прежде всего, требует тщательного изучения. Ныне успешно реализуется немало проектов по созданию компьютерных сетей всемирного масштаба. Но они, как правило, имеют узкую специализацию и в большинстве случаев территориально ограничены рамками регионов. Их структура заранее разработана, в них заранее заложены возможности максимально эффективного поиска. Такие сети, безусловно, требуют присутствия библиографов на всех этапах своей разработки и существования. Но они являются скорее искусственным полигоном для испытания библиографических методик. В противоположность им существуют компьютерные сети универсального характера. Процесс их формирования не подчиняется заранее разработанным планам, структура хаотична, анализ чрезвычайно сложен из-за их огромного размера. Наиболее известным (но не единственным) примером такой системы является Интернет. Чем Интернет интересен библиографоведению? Прежде всего, тем, что Интернет является своего рода естественным образованием по отношению к специализированным сетям, которые можно назвать искусственными моделями. В естественной среде мы наблюдаем проявление законов и закономерностей, а в искусственной воссоздаем их. Интернет привлекает прежде возможностью изучения «стихийных» информационных явлений и закономерностей. Развитие Интернет началось с компьютерной сети военного ведомства США. Ее основной функцией была коммуникативная: удаленные пользователи имели оперативный доступ к информации, хранившейся на узловых серверах этой системы. Следует подчеркнуть, что развитие шло от узкоспециализированной системы к универсальной, от строгого административного подчинения к полной независимости. Имеет ли для нас значение то, что система принадлежала довольно серьезному ведомству и была засекреченной? Безусловно, этот факт нашел отражение в формировании общественного восприятия Всемирной паутины. Во-первых, если можно говорить о качестве информации, то на первых порах оно было высочайшим: все-таки информация стратегического значения. Во-вторых, она была хорошо структурирована. К этому обязывало профессиональное предназначение и делало возможным ее относительно малое количество. В дальнейшем, когда сеть была рассекречена, к ней в первую очередь присоединялись крупные, серьезные учреждения, вроде научно-исследовательских центров. Этот вид коммуникации был достаточно дорог, и его использование должно было быть экономически оправданным. Выгоду от нового средства передачи и хранения информации в первую очередь использовали университеты и крупные научные центры. Структура Сети, хотя и усложнилась, еще подчинялась определенной логике. Общество уже имело перед глазами пример подобной информационной структуры, логически выстроенной и общественно ценной, – библиотеку. Библиотека как общественный институт веками оттачивала такие качеств, как: возможность в кратчайшие сроки находить необходимую информацию, оценивать ее по степени общественной значимости и предоставлять ее соответственно потребностям. Постепенно Интернет стал представляться не средством связи, а аналогом библиотеки: с его помощью можно было найти и получить полезную информацию, хранящуюся на удаленном расстоянии. Является ли Интернет действительно аналогом библиотеки? Если является, то, имея за плечами многовековой библиотечный опыт, наука в состоянии разобраться в хитросплетении информационных каналов. И применить знание выведенных из этого опыта закономерностей к явлениям новой информационной реальности, каковым является Интернет. Что отличает библиотеку как информационную систему? Предельно четкая структура или, по крайней мере, стремление к ней. Возможно, первые книгохранилища и книжные собрания складывались хаотически, но как только книжная масса переросла возможности человеческой памяти, ее пришлось структурировать таким образом, чтобы ориентироваться в ней с помощью логики. Сегодняшние библиотеки создаются уже не стихийно, но по определенным планам и схемам, жизнеспособность которых проверена годами. Эти схемы рассчитаны на то, чтобы можно было отыскать абсолютно любую информацию, попавшую в библиотеку. Во многом этому способствует разветвленный библиографический аппарат. Информационный поток, зримо хаотичный на входе в библиотеку, обуздывается здесь и контролируется. Имея изначально довольно четкую структуру, вобрав преимущественно научную и техническую информацию, Интернет со временем разросся. Физически это выразилось в увеличении количества серверов с информацией и пользователей. Интернет развивался в сторону демократизации. Стоимость работы с этой системой снизилась настолько, что она стала доступна широкой публике. Это привело к появлению огромного количества информации, не связанной с научной или практической деятельностью. Он стал массово использоваться в качестве новой формы развлечения. Он утратил свое сугубо практическое значение. Безусловно, осталась изначальная функция, реализовывать которую призваны сайты с научной информацией, с текстами книг и публикаций, сайты всевозможных компаний. Но появились и возможности, выходящие за рамки представлений о традиционной информационной системе библиотечного типа. Большую долю Интернет-ресурсов занимают чаты и конференции – сайты, созданные для общения в диалоговом режиме преимущественно в реальном времени. Специально записи таких разговоров не делаются, и хотя они выводятся на экран в виде текста, отыскать этот текст спустя какое-то время уже невозможно (за исключением тех случаев, когда запись была произведена целенаправленно, что бывает довольно редко). Аналог чатов из реального мира –собрания людей, зачастую объединенных общими интересами, но иногда и не имеющих таковых. Кому придет в голову записывать все разговоры на неформальной встрече членов ученого общества, хотя эти разговоры и могли бы представлять интерес для науки. Кроме того, существуют сайты, на которых транслируются видеоизображения. Содержательно информация в Интернет охватывает все сферы человеческой деятельности и все интересы. Чем дальше, тем больше Сеть напоминает не библиотеку, а мегаполис. В самом деле, далеко не все, что попадает под определение документа (материальный носитель с информацией, закрепленной на нем для передачи во времени и пространстве) и встречается в мегаполисе повсеместно, например, вывески, дорожные указатели и рекламные щиты, требуется хранить в библиотеке. Так и в Интернет существует огромное количество текстовой и графической информации, общественная значимость которой сильно варьируется в зависимости от угла зрения. В Интернет есть свои ресурсы, подобные центральным улицам, на которых легко сориентируется даже турист, а есть и глухие переулки, малопосещаемые сайты, о существовании которых знают только местные жители (создатели такого сайта) и редкие посетители (знакомые и друзья создателей). И поиск информации (а именно такой поиск интересует библиографоведение) в Сети подобен уже не поиску в хорошо структурированной библиотеке, а поиску информации в мегаполисе, некоторые явления в котором развиваются стихийно. Какой результат может иметь подобный вывод? Библиографические методики поиска, безусловно, имеют место в Интернет. Более того, любой поиск в ней – это всегда поиск информации, он всегда библиографический. Но поскольку в Сети находят отражение явления, которые в реальном мире разыскиваются с помощью других видов поиска, то библиографический поиск должен обогатиться их опытом. Требуется дальнейшая разработка библиографической теории применительно к особенностям новой информационной среды. Для этого не в последнюю очередь необходимо разобраться с базовыми понятиями библиографической теории и практики, к примеру, понятиями библиографической информации, библиографического описания документа и др. |