Пульянова Н.А.
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РГБ 
(1970–1990 гг.)

        История организации библиографической деятельности в Российской государственной библиотеке рассматривается в связи с разработкой концепции ее развития в современных условиях.
В рассматриваемый период Библиотека имела, как и в настоящее время, статус национальной библиотеки, положение главной библиотеки страны, огромный авторитет среди библиотечных работников и населения. Ее фондами и услугами пользовались жители «от Москвы до самых до окраин», хотя запись в «Ленинку» была ограничена определенными условиями. Библиотека готовилась к реконструкции. В начале 90-х гг. главная библиотека страны поменяла имя при сохранении статуса национальной, ареал ее влияния изменился в связи с изменением границ государства; она стала общедоступной, скорректировав правила записи; стабильность материальной базы нарушилась вслед за экономико-политическими изменениями в обществе; предстоящая реконструкция отодвигалась и началась только в середине последнего десятилетия века. Такова в общих чертах характеристика положения РГБ в тот период, что объективно отразилось на всех сторонах ее деятельности.
        Библиографическая работа Библиотеки – одно из ведущих направлений ее современной деятельности и не без оснований считается «ключом» к раскрытию фондов. К 70-м гг. библиографическая деятельность РГБ организационно оформилась (что было закреплено в Положении о справочно-библиографическом обслуживании в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина, 1966) и представляла систему с разветвленной сетью справочно-библиографического обслуживания в научных читальных залах и специализированных отделах. Вершиной этой системы являлся информационно-библиографический отдел, за которым в то время были закреплены две важные для Библиотеки функции: 1) подготовка разнообразных по тематике и глубине ретроспекции библиографических пособий и 2) практическая справочно-библиографическая работа с одновременным выполнением функции методического центра этой работы в Библиотеке.
Изменился подход к организации справочно-библиографического аппарата ГБЛ: в отличие от предшествующего времени, когда, начиная с 20-х гг., основным элементом справочно-библиографического аппарата Библиотеки считались справочные аппараты научных читальных залов, теперь его ядро составляли система читательских каталогов, генеральные алфавитный и систематический каталоги, центральная справочная библиотека (ЦСБ), универсальная картотека газетных статей, фонд выполненных справок, а уже дополняли эту систему справочные аппараты научных читальных залов и специализированных отделов.
        Дальнейшее развитие системы справочно-библиографического обслуживания, подготовленное объективным ходом информационных процессов, было стимулировано широко известным в истории библиотечного дела постановлением ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании и научно-техническом прогрессе» (1974). Абстрагируясь от идеологической компоненты, следует отметить: в нем были определены ориентиры для повышения эффективности организации библиографической деятельности и, в частности, справочно-библиографического обслуживания в масштабах страны, так как координация и кооперирование работы учреждений различных систем и ведомств, на что ориентировал документ, предполагали единство задач и исходных принципов, формирование совместимой информационной базы, основанной на общих нормативах, единообразной системе показателей и их учете.
70–80-е гг. стали временем активных научно-организационных преобразований в библиографической работе ГБЛ, позволивших закрепить позиции национальной библиотеки как научного и методического центра в этой области. Фактически являясь эталоном для библиотек страны, ГБЛ подготовила ряд актуальных документов: «Учет основных видов справочно-библиографического обслуживания в Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина»(1977), «Положение о справочно-библиографическом обслуживании» (1978), инструктивно-методические материалы по справочно-библиографической работе в форме письменных (1977) и устных (1978) справок в ГБЛ и др. 
        Были уточнены наименование и содержание показателей библиографической работы, входивших в категорию основных показателей деятельности Библиотеки.
Централизация – устойчивая и постоянная тенденция эволюции любого процесса достигла своего апогея в справочно-библиографической деятельности Библиотеки с разделением информационно библиографического отдела и выделением в самостоятельное подразделение отдела справочно-библиографического обслуживания (1983). Процессы подготовки библиографических пособий и библиографическое обслуживание, структурно и организационно разъединенные, продолжают развиваться в Библиотеке достаточно автономно, хотя и имеют, естественно, точки пересечения.
            К последнему десятилетию двадцатого века справочно-библиографическое обслуживание в Библиотеке осуществлялось пятнадцатью отделами, общий объем обслуживания в режиме «запрос-ответ» ежегодно составлял в среднем 130 тыс. справок, лидировал  справочно-библиографический отдел: 25–35 % общего объема.
На фоне стабильных объемов библиографического обслуживания, укладывающегося в традиционные рамки содержания и сложившегося контингента потребителей, середина 90-х гг. характеризуется началом внедрения новых информационных технологий и продуктов, изменениями в содержании и структуре запросов, появлением категории пользователей, которые на каком-то этапе опережали библиотечных специалистов-библиографов в умении использовать современные информационные средства и ресурсы. Первые запросы в автоматизированном режиме (203) были выполнены в справочно-библиографическом отделе РГБ в 1994 г., в 1999 г. их было уже 4340, и они составили примерно одну десятую от общего числа выполненных в отделе справок. Важнейшим электронным ресурсом для обслуживания читателей РГБ стал электронный каталог (ЭК) РГБ (сетевая версия). Он лидирует среди БД по числу обращений. Число справок с использованием ЭК составило 364 в 1998 г., 3054 – в 1999.
            Параллельно с внедрением в практику библиографической работы компьютерных технологий возобновился процесс ее децентрализации: возникли отделы библиотечно-библиографического обслуживания (1991), к нему отошла основная часть уточняющих справок; отдел официальных и нормативных изданий (1998), выполняющий основной объем юридических запросов; отдел использования информационных технологий (1999), выполняющий за плату по БД запросы различной тематики. Доля справочно-библиографического отдела в общем объеме выполнения запросов снизилась до 13–15 %. На этом процесс децентрализации справочно-библиографического обслуживания приостановился. Продуктивность возврата к децентрализации этого направления деятельности в Библиотеке пока не обоснована.
            Отличительными чертами библиографического обслуживания в РГБ на рубеже столетий являются сочетание его в традиционной форме и автоматизированном режиме. При этом СБО в традиционной форме по-прежнему составляет существенную часть информационной деятельности Библиотеки. Наряду с разветвленной системой каталогов и картотек, фондом ЦСБ, справочными фондами специализированных отделов базы данных стали частью СБА Библиотеки. Хронологический охват АБД неглубок, они пока не могут использоваться для глубокого ретроспективного поиска. В этом смысле библиографическое обслуживание, связанное с просмотром первоисточников и зависящее от интеллектуальных возможностей специалиста, – уникально и не может быть полностью заменено информационными возможностями компьютерных технологий. Значительная же часть его поэтапно будет выполняться на базе современных информационных технологий. Дальнейшую организационную политику библиографической деятельности РГБ планируется строить с учетом этих факторов.
Опыт организации библиографической деятельности в 70–90-е гг. заслуживает основательного изучения и использования с учетом современных реалий функционирования национальной библиотеки в условиях информатизации.
Hosted by uCoz