Квасова Т.А.
К ВОПРОСУ О ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК КАК 
СПОСОБЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ-ДЕТЕЙ

        В современном обществе, в условиях экономического и духовного кризиса, ценностной деформации и деградации социальных мотивов проблема воспитания детей приобретает особую остроту и значимость.
В Республике проживает 2,6 млн. маленьких белорусов и 1,4 млн. из них – читатели библиотек. Это весьма убедительная цифра, которая доказывает популярность библиотек и правомерность активизации работы с детьми и подростками по их адаптации к самостоятельной жизни.
На оказание помощи в воспитательном процессе, поиск путей решения вопросов по предупреждению возникновения у детей девиантного поведения, направлены усилия публичных библиотек Белоруссии.
        Эта проблема может получить частичное разрешение в результате привлечения детей к участию в интересных, практически полезных мероприятиях, именуемых в библиотечной практике досуговой деятельностью. На наш взгляд, это уже устоявшееся понятие не раскрывает сути и значимости процесса. Учитывая направления, в рамках которых разворачивается работа публичных библиотек республики, досуговую деятельность по работе с детьми можно определить в двух направлениях: познавательно-досуговая деятельность, направленная на духовно-нравственное и национальное возрождение, экологическое просвещение, правовое, патриотическое, эстетическое воспитание; оздоровительно-досуговая деятельность, предусматривающая создание комфортной эмоциональной среды, формирование навыков общения, развития коммуникативных качеств, оказание психологической поддержки.
        Каждое мероприятие, проводимое библиотекой, в первую очередь, должно подчиняться одной цели – популяризации книги, доведению ее до читателя. В противном случае оно превращается в развлекательную программу клубного характера. Во избежание этого, необходима активная работа с книгой, которая будет предшествовать массовому мероприятию: тематические, библиографические обзоры, книжные выставки, просмотры и только как итог проделанного – литературный вечер или встреча, утренник, праздник и т. д.
Таким образом, в комплексе это будет классифицироваться как познавательно-досуговая деятельность.
Что касается оздоровительно-досуговой деятельности, то она предполагает цикл комплексных мероприятий по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей и подростков, прибегая к печатному слову (библиотерапия), с использованием таких нетрадиционных форм работы, как ситуативные, ролевые и развивающие игры, тренинговые и психологические программы.
        Библиотека должна стать местом, где будет сердцу детскому тепло, где погружение детей в радость и полноту социального бытия даст возможность ощутить свою значимость, развивая в каждом ребенке уверенность и целеустремленность.
Hosted by uCoz